О мечах и копьях, строевой подготовке и узких улочках китайской деревни

Недавнее наше с Ильей Александровичем Профатиловым совместное интервью в гостях у Богдана Курилко на удивление вызвало множественные дискуссии:

Чем же было на самом деле вооружено деревенское ополчение - копьями или мечами-дао, билось ополчение это в строю или как-то иначе…

Думаю, что данные споры возникают лишь от незнания китайских культурно-исторических реалий и не владения китайским же языком. Да и вообще, думающему человеку, даже совсем-совсем далекому от боевых искусств и китайской истории, достаточно просто туристом приехать в Пекин и пройтись по узким улочкам столичных хутунов (胡同 Hútòng), чтобы понять для себя ответ на этот вопрос.

Деревенская улица. Характерно отсутствие окон на улицу.
Деревенская улица. Характерно отсутствие окон на улицу.
Вход во двор в старой деревне узкий и тесный
Вход во двор в старой деревне узкий и тесный
Городская застройка прошлых лет такая же плотная, как и в деревнях
Городская застройка прошлых лет такая же плотная, как и в деревнях
В старых кварталах Пекина
В старых кварталах Пекина

Однако, попробуем немножко поговорить об этом, руководствуясь в первую очередь здравым смыслом, а не огромным наследием фото и письменных свидетельств того времени, дошедших до нас и рассказывающих о жизни китайской деревни и её обитателей. Их все равно большая часть спорщиков прочесть не в состоянии – для этого же надо и язык выучить, и с документами поработать… Что действительно непросто.

Вообще, сразу надо пояснить: и копье, и меч-дао, и алебарды, и парные крюки, а также куча другого, самого разного, оружия – все это было на вооружении деревенского ополчения. Однако что было основным и наиболее употребимым? До нас дошла замечательная улиньская поговорка:

«Месяц на шест, год на меч-дао, жизнь на копьё»

月棍、年刀、一辈子的枪.

Известный исследователь Чжан Давэй так разъясняет смысл этой поговорки:
«… овладение разными видами оружия имеет разную трудность. Из перечисленных разновидностей - меч-дао, копьё и шест - самым трудным в овладении является копьё. Хотя там всего три базовых движения - перетаскивание, накрывание и укол - но без упорной тренировки очень трудно достичь точности. Большинство методов действий копьём не имеют аналогов среди техник владения другими видами оружия, ну а в разных школах владения копьём есть очень много своих тонкостей…».

Можно было бы к этому добавить приписываемое Ци Цзигуану изречение, что народное ушу отличается от армейского отсутствием строя [построения] и дисциплины, да на этом просто закрыть эту тему, однако все же хочется достичь некоторого понимания ситуации с оружием и отрядами самообороны в деревне Старого Китая.


Но для начала определимся с временем и местом, дабы не возникло возможного недопонимания.


Надо отметить, что сама идея о возможном превосходстве западных достижений, и прежде всего в военно-техническом деле, стала появляться в умах китайцев лишь после двух «Опиумных войн» 1840-1860 годов, и то – в первую очередь в правящих кругах, а для широких народных масс понимание ошеломляющего превосходства огнестрельного оружия над традиционными боевыми искусствами после восстания ихэтуаней (义和团运动 Yìhétuán yùndòng), которое было уже позднее – уже в 1898-1901 годах. Те события прекрасно характеризуют знаменитые строки Джозефа Беллока, которые иногда приписывают Киплингу:
«Whatever happens, we have got
The Maxim gun, and they have not.»

Однако и в тот период огнестрельное оружие не получило в народе особого распространения, лишь в среде охранников-бяоши, да их извечных противников – бандитов. Эти категории сразу оценили все преимущество, что давало огнестрельное оружие.

Западные исследователи следующим этапом выделяют Синхайскую революцию (辛亥革命 xīnhài gémìng) 1911 года и последующую за ней "Эпоху Милитаристов" (民国军阀mínguó jūnfá 1916-1928 года), с окончательным переходом от традиционной воинской системы (и вооружения) на более современную западную.

И так как в рамках нашей темы интересны именно боевые искусства Старого Китая, поэтому рассмотрим ситуацию до вышеуказанных переломных моментов.

Строй копейщиков

Специальное построение, разработанное генералом Ци Цзигуаном для борьбы с японскими пиратами
Специальное построение, разработанное генералом Ци Цзигуаном для борьбы с японскими пиратами

Идея выстраивать копейщиков в строй возникла давно и не от хорошей жизни – фактически это единственный способ организации мало-мальски приличного войска из крестьян, вынужденных большую часть жизни проводить в поле и поэтому лишенных возможности регулярно упражняться в боевых искусствах.

Техника боя длинным копьем
Техника боя длинным копьем

И наиболее известный нам случай эффективного использования подобного воинского формирования идет с Филиппа II, создателя македонской фаланги. Однако нам надо помнить, что в этой действительно эффективной армии важными параметрами были глубина и плотность строя. Базовую единицу составлял ряд в глубину из 16, в крайнем случае из 8, бойцов, в итоге получалась управляемая структура из 256 бойцов, смыкавшихся по фронту строя до двух или одного локтя в бою. И такая структура обеспечивала практически невозможность пробиться сквозь строй пик или отвести их. А главное то, что в рамках тактики македонян строй копейщиков был лишь по сути наковальней, кувалдой решающего удара была кавалерия, пока противник увязал в попытке взломать этот строй. Однако те же римляне научились справляться с фалангой, атакуя фланги или разрывы в строю.


Могла ли китайская деревня выставить строй подобной глубины и плотности? Для этого надо понять, из кого формировалось это самое ополчение.

Кто занимался боевыми искусствами в деревне

Китайская проблема малоземелья эпохи Цин характеризуется известной поговоркой: «людей много, земли – мало» ( 人多地少).

Средняя продолжительность жизни снизилась в 1798 -1801 годах с 43 лет до 33 лет 1837-1840 годах, при этом плотность населения в 1766 году – 208 миллионов, площадь пашни на душу населения 2,8 му (亩mǔ =1/15 га), а в 1833 году уже соответственно 432 миллиона и 1,8 му.

При этом крестьянство в Китае было сильно неоднородным в хозяйственном отношении, не было общинной собственности. Подворное землевладение в сочетании с арендной системой способствовало развитию сильного имущественного неравенства, причем 70-80% крестьян были заложниками кабальной системы аренды и субаренды земли. Поэтому простой крестьянин не имел возможности заниматься боевыми искусствами - он должен был с утра до позднего вечера решать вопросы выживания себя и своей семьи. Занимались же люди по большей части – обеспеченные, достаток которых позволял себе и снаряжение боевое купить, и время для тренировки боевыми искусствами выделить, так как на них работали батраки или арендаторы.

Выделяют следующие категории деревенских богатеев в старом Китае:
- шэньши (绅士 shēnshì), например, местные помещики и отставные чиновники, люди ученого сословия, которые в знак обладания статуса носили большой пояс (кушак) со свисающими концами как атрибут парадного или официального платья;
- члены сельской общины (土霸 tǔbà), жившие за счет эксплуатации чужого труда;
- представители богатых семей (дворов) (大户 dàhù);
- зажиточные крестьяне – «кулаки» (富农 fùnóng);

Старый Мастер демонстрирует технику ушу у себя во дворе
Старый Мастер демонстрирует технику ушу у себя во дворе

Богатые землевладельцы получали в качестве арендной платы зерно и прочие продукты натурального хозяйства, однако лишь минимальную часть пускали на рынок, основную же используя в качестве ростовщического фонда. Это давало гораздо большую выгоду по весне, когда большинство реальных производителей исчерпывало свои запасы. Но у богатых хозяйств был крайне высокий внутренний уровень потребления зерна, т.к. местные богатеи (土霸 и 大户 dàhù) обычно содержали свои личные охранные структуры, тюрьмы, обладали правом частного суда и наказания над провинившимися. Для подавления возможных возмущений ими содержались специальные помещичье-кулацкие охранные отряды туаньлянь (團練 tuán liàn) и сельское ополчение сянъюн ( 鄉勇 xiāng yǒng), сформированные из зажиточных слоёв крестьянства - владельцев земли. Этими отрядами командовали шэньши, богатые землевладельцы и главы крупных кланов, т.н. цзунцзу (宗祖 zōngzǔ). Оружие и экипировка стоила приличных денег, так как, с одной стороны, Китай не знал доменных печей европейского типа, использовались вагранки, открытые сверху, куда загружались пласты угля и заготовки руды. Температура поддерживалась ручными воздуходувками.

Отряд сельской милиции
Отряд сельской милиции

С другой стороны, боязнь маньчжурами тайного изготовления оружия как следствие породило всяческое препятствие и контроль горнодобывающей промышленности и возможного производства металлической продукции. Государство стремилось взять под учёт всю выплавку металла. Это создало широкие возможности для коррупции и взяточничества, и вышеупомянутые слои богатеев деревни поддерживали тесные взаимоотношения с уездным, окружным и провинциальным чиновничеством, без проблем решая вопросы с обеспечением своих отрядов требуемым вооружением, тем самым фактически полностью контролируя всю округу, играя важнейшую роль в обезземеливании и дальнейшем закабалении простых крестьян, беднейшие из которых не могли позволить даже сельхозинструмент из металла, не говоря уже об оружии.

Среда обитания

Старый дом на северо-востоке Китая
Старый дом на северо-востоке Китая

В Старом Китае для застройки обычно использовалась группировка строений по принципу «сыхэюань» (四合院 Sìhéyuàn, см. схему), когда четыре здания помещаются фасадами внутрь по сторонам прямоугольного двора. У богатых землевладельцев усадьбы могли быть из нескольких таких дворов и содержать строения из двух и более этажей. Простое крестьянство (батраки жили еще хуже) довольствовалось обычно жилищем (房子 fángzi) из одного строения: в беднейшем варианте из двух помещений, кухни с котлом и жилой комнаты с каном. Дворы огораживались глухой стеной с единственным входом, окна и двери жилых домов всегда выходили во внутренний двор.

Группировка строений по принципу «сыхэюань»
Группировка строений по принципу «сыхэюань»

Все строения деревни соединялись довольно узкими улочками, где не всегда сможет сейчас пройти плечом к плечу и пара человек (см. фото).

Вид на внутренний двор с крыши подсобного помещения
Вид на внутренний двор с крыши подсобного помещения

В Южном Китае также существовали и укрепленные многоэтажные особняки (например, 碉樓 diāolóu, см. фото), в том числе и круглые в пров. Фуцзянь (上坪土楼shàngpíng tǔlōu). Подобные многоэтажные строения позволяли метать в нападавших разные предметы, а также расстреливать их из луков.

Общей спецификой большинства китайских поселений является высокая плотность застройки, что определяло нецелесообразность или невозможность использования копейного строя. В узких улочках и тесных дворах строю копейщиков негде развернуться, а если вывести из под защиты домов, то там и фланговый охват возможен, да и просто расстрелять из луков могли – а до широкого распространения огнестрела это оружие продолжало использоваться, даже соревнования по натяжению проводили…

В общем, продолжать на эту тему можно и дальше, но хочется выделить несколько важных для понимания моментов:
1. Копье хоть и менее дорогое в производстве оружие, но более сложное в изучении и требовало больше времени на освоение. Особенно в условиях ограниченного пространства. Кроме того, его не будешь таскать с собой постоянно в повседневной жизни, а нападение могло быть внезапным.
2. Меч-дао – был существенно дороже и достать его было сложнее, однако обучение им был значительно проще и в гораздо короткие сроки. Меч, в отличие от копья, можно было повесить на пояс и постоянно носить собой, продолжая заниматься повседневной деятельность. Кроме того им куда более удобно оперировать в условиях стесненного пространства.

Тренировка с мечем-дао в наши дни.
Тренировка с мечем-дао в наши дни.

Мне неведомо, этими или какими-то еще причинами руководствовались китайцы в Старом Китае. Однако они были явно не дураки и использовали меч-дао.

Лук и стрелы, копье и меч-дао в Старом Китае перекрывали три дистанции боя, и в Новом Времени их успешно сменили винтовка со штыком и опять же меч-дао. Дао успешно служило практически вплоть до конца Второй мировой, как впрочем как и сабля на Западе...

Дм. Моисеев, СПб

P.S. Немного фотографий деревенской застройки

Вход в старый дом
Вход в старый дом

Деревенский колодец общего пользования
Деревенский колодец общего пользования

Вход во двор с коновязью
Вход во двор с коновязью

Деревенская улица
Деревенская улица

Вход во двор
Вход во двор

Хорошо видны старые крыши, крытые черной черепицей
Хорошо видны старые крыши, крытые черной черепицей