О разном в восприятии или как мы и китайцы смотрим на мир

Ветераны БИшной тусовки возможно помнят идею-фикс о нераздельной связанности Дзен и Боевых Искусств, что была крайне популярна в конце 80-х и начале 90-х уже прошлого века. Когда-то и я на волне этого интереса активно поучаствовал в процессе самоорганизации общин, приглашения Учителей, куча всякого разного. И в самом начале всей этой катавасии, меня столкнуло с таким замечательным человеком, как Евгений Алексеевич Торчинов. Возможно, именно его просветительские квартирники, где под обязательный чай с плюсшками нам пытались хоть немного прояснить неведомый мир Востока, и хоть немного убрать те клише, что навязывались тогда первыми популяризаторами Традиционных Боевых Искусств Востока. Именно эти беседы и помогли мне в дальнейшем хоть немного пытаться понять, а не стараться подогнать неведомое под уже привычное. На одной из таких бесед, была затронута извечная тема:

"Запад есть Запад, Восток есть Восток,

и вместе им никогда не сойтись. ..." (c)

Нам свойственно смыслить стереотипами, подгоняя новое под уже известный и уже проверенный многократно шаблон, но как известно: "онтогенез повторяет филогенез", и мы в своём индивидуальном развитии повторяем формы, пройденные нашими предками. Большинство из нас совсем не осознает тот факт, что наше современное мировосприятие есть плоть и кровь от аритотеле-платоновского ( а затем - и христианского) наследия, определивших наш подход к восприятию этого мира.

Если приложить этот подход уже к тематике Боевых Искусств, то здесь на Западе, с привычкой к синтезу и анализу, мы исследуем человека, его тело, его костно-мышечный аппарат, и затем стараемся понять какие суставы задействованы скажем, в прямом ударе рукой, какие мышцы движут рукой при ударе, а какие - тормозят, и так до высокой степени детализации.

А вот вредные китайцы пошли несколько другим путем. И в рамках их "модели" такая детализация не нужна, а скорее даже вредная. Это как за деревьями не видеть леса. В идеале не только сам человек рассматривается как единое неразрывное целое как шесть координаций-люхэ, где разделяют три внутренние и три внешние координации. И есть старая и очень важная поговорка :

"Внутри тренировать Цзин, Ци, Шэнь, вовне тренировать руки, глаза, корпус".

Цзин, Ци и Шэнь относятся к внутренним, руки, глаза и корпус - к внешним. "Нэй сань хэ" ("внутренние три координации") - это координация физической силы с усилием-цзин всего тела, координация усилия-Цзин с "энергией"-Ци, координация Ци с духом-Шэнь. А "вай сань хэ" ("внешние три координации") - это уже развитие навыка взаимной синхронной работы бедер и плеч, локтей и коленей, ладоней и стоп. То есть традиционное ушу своими методиками старается развить в занимающемся именно подобные качество, а непросто изучить разные хитрые приемчики и приобрести навыки быстро и мощно бить или бросать.

Но если еще более глобально, то есть понятие саньхэ как единство Неба, Земли и Человека, где уже не последнюю роль играет концепция У-вэй, что принято у нас переводить как Недеяние, хотя это скорее неприятие нарушения Мировой Гармонии. И если достигнешь этого, то:

"Я слышал, что, кто умеет овладевать жизнью, идя по земле, не боится носорога и тигра, вступая в битву, не боится вооруженных солдат. Носорогу некуда вонзить в него свой рог, тигру некуда наложить на него свои когти, а солдатам некуда поразить его мечом."

И тогда уже ".. ни Запада нет, ни Востока,
нет ни стран, ни границ ни рас,
Если двое сильных лицом к лицу
встретятся в некий час! "

Про различие восприятия окружающего нас мира есть хорошая шуточная поговорка, бытовавшая когда-то в ЛГУ: "На западе - либо черное, либо белое; в Китае - черное станет белым; в Индии - белое уже черное". К сожалению или нет, развитие мира не стоит на месте, в Китай уже давным давно , начиная с Ассоциации Цзинъу, проник "Западный подход" к разработке методик и к другим важным аспектам занятий боевыми искусствами. И в нем тоже - много положительного, особенно в плане массового обучения, уже рассказывалось , например, в этой статье! Да и многим лаоваям, для которых китайская натурфилософия не впиталась с молоком матери, эта адаптация во многом упрощает занятие китайскими боевыми и оздоровительными системами.

P.S. Сейчас мне пора на тренировку в парк, если интересно - могу потом продолжить.