Отвечая на вопросы. Про "столбовое стояние"

«Когда происходит движение, имеется и покой; если реагировать, следуя принципам, то и при движении будет покой»

С мест регулярно вопрошают:

"...а почему вы негативно относитесь к практике столбов?.."

Ну почему ж негативно? Вот лично я не один год отдал практике это несомненно полезного упражнения, ровно пока не встретился со своим Учителем по тайцзи танланцюань, Мастером Ван Юаньцянем, который мне в свое время сказал, что в ушу надо быстро двигаться, а не столбом стоять посреди драки! :) Хотя аналог в старом танланцюань - есть до сих пор. Однако это совокупность из трех связанных упражнений, статического, изометрического и динамического.

Однако, без сомнения чжуангун (桩 功 zhuānggōng и есть некоторые тонкости различия с собственно 站桩 zhànzhuāng) традиционная наработка, с давних времен позволяющих как минимум развить такие качества как целостность тела и фансун ( о чем мы рассказывали в предыдущей статье).

Исторически предположительно развившись из сидячих практик даосизма, проявляясь в широком разнообразии вариантов и методов внешних форм и внутреннего наполнения, эти методы нашли живой отклик в среде боевых искусств в тот период, когда из маргинальной среды ушу как ремесло стало интересовать более продвинутую интеллигенцию, но уже как средство саморазвития и укрепления собственного здоровья.


В среде интересующихся историей ушу давно известна история о том, как в конце XiX и начале XX веков группа продвинутых товарищей проводила независимые эксперименты о возможности использовать эту практику в качестве подхода "обучать через принцип" в пику более общепринятому "обучению через метод"

В среде интересующихся историей ушу давно известна история о том, как в конце XiX и начале XX веков группа продвинутых товарищей проводила независимые эксперименты о возможности использовать эту практику в качестве подхода "обучать через принцип" в пику более общепринятому "обучению через метод"
Итогом вышеупомянутой деятельности получили не только огромную популярность этой наработки, но и даже стили ушу, где чжуангун стал основой, сущностной практикой .
Итогом вышеупомянутой деятельности получили не только огромную популярность этой наработки, но и даже стили ушу, где чжуангун стал основой, сущностной практикой .

И действительно, плюсы этой практики - несомненны! Кроме вышеупомянутых качеств целостности тела и фансун, чжуангун позволяет избавится от суетности и достичь состояния успокоения ума как следствие фиксации ума на неподвижности собственного тела, в сочетании с общеукрепляющим эффектом для всего дела (сознания и ци ;). В общем, пользы много, а тренировать можно когда угодно и где угодно. Мы, помнится, даже в метро пробовали практиковать по дороге на работу или учебу, довольно занятно выходит!

Но я соглашусь с мнением старших китайских товарищей, что истинный секрет популярности - лежит несколько в иной плоскости. Увы, несмотря на высокие вероятные перспективы такого обучения через метод, далеко не все ученики обладают нужными для этого способностями. А вот наставнику эта методика... крайне удобна! А что такого? Поставил себе учеников в столбы, пару раз объяснив и поправив ошибки формы, ну и пусть стоят часами! Нет нужного результата на выходе? Значит мало усердия, много отвлекаются, нет сосредоточения на внутренней работе{впиши требуемое}, а денежки-то - капают и причем при минимуме ментальных и физических затрат тренера!

Но что интересно, различные статические упражнения были неотъемлемой составляющей Старого Ушу, однако там подразумевалось непосредственное участие Учителя, обеспечивающих корректирующую обратную связь, как положительную, так и отрицательную. это достигалось самыми разными средствами. Могли просто штакетину поставить к спине столбящего, чтобы соответствующие "пять точек" вывести на одну линию. Могли ремнями создавать нужное усилие, но чаще всего Учитель простукивал ученика определенным образом, затрачивая свои силы и энергию, но при этом создавая у ученика нужную форму, укоренение, расслабление в одних частях тела и тонус в других и так далее..

Вышеупомянутая наработка на тренировке в московском бойцовском клубе "SIBERIA", что расположен в Столярном переулок д 3 корпус 13
Вышеупомянутая наработка на тренировке в московском бойцовском клубе "SIBERIA", что расположен в Столярном переулок д 3 корпус 13

Естественно, для развития внешнего и внутреннего усилия , в Старом ушу также использовались и разнообразные статические наработки наподобие современного чжуангун, но - с различными предметами.

Во многих школах это сохранилось и сейчас.

Андрей Огнев, Москва, бойцовский клуб SIBERIA, выполняет упражнения с кувшинами
Андрей Огнев, Москва, бойцовский клуб SIBERIA, выполняет упражнения с кувшинами

И эта специфика Старого ушу - простукивать занимающегося для проверки и наработки правильной внешней формы и требуемого внутреннего усилия сохранилась даже и в японских боевых искусствах, как часть практики ката санчин.

Кроме того, важно помнить, что в Старом ушу не ограничивались только одной позицией. Чаще всего их было как минимум две, а то и больше!


Однако стояние - это всего лишь один из навыков бойца, в рамках концепции многих школ - всего лишь базовый. Хотя и несомненно важный, ибо сложно построить крепкое здание своего мастерства, не заложив для этого надежный фундамент.

« ...поэтому усилия надлежит прилагать и в движении, и в покое, что обеспечит ясность Пути...»


Дм. Моисеев, СПб - 2018