По простому о сложном, или о внутреннем и внешнем в боевых искусствах

Наработка нэйгун "три поворота девять вращений"
Наработка нэйгун "три поворота девять вращений"

По просьбе читателей, попробуем немного подробнее рассказать о том, что понимается под нэйгун и вайгун. Мы затронули эту тему в статье о различии между цигун и нэйгун, ибо это - не идентичные понятия. Но - важные в рамках занятий как боевыми, так и оздоровительными системами Старого Китая.

Итак, попробуем объяснить просто и доступно.Занимающимся боевыми искусствами Китая должна быть хорошо известна поговорка:

Внутри тренировать цзин, ци, шэнь, вовне тренировать руки, глаза, тело (内练精气神,外练手眼身)

Обратите внимание, что в этой поговорке внутренняя составляющая стоит впереди внешней. То есть внутреннее важнее внешнего. Это специфическая особенность Поднебесной, проявляющаяся практически во всём.

Но о чем же говориться в этой важной поговорке?

Речь здесь о так называемых шести соответствиях (六合 liùhé), которые по сути представляют всю Вселенную, единое целое, что есть человек.

Разделяют их опять же на две составляющие (про Инь-Ян не забываем), как несложно догадаться: внутреннюю и внешнюю.

Первая группа - это понятия китайской медицины, так называемые три драгоценности (三宝 sānbǎo) человеческого тела - Цзин, ци и шэнь (精气神 jīng qì shén ). Это три внутренних соответствия, нэйсаньхэ (内三合 nèisānhé), где в процессе жизнедеятельности цзин непрерывно трансформируется в ци, которая пронизывает все тело. В результате правильных занятий тело человека накапливает ци, наполняется жизненной силой:

Ци сконцентрирована - шэнь скапливается, цзин и шэнь наполнены - мышление живое, ум ясный

Ци - стержневая ось цзин и шэнь. И наоборот, шэнь может сгуститься до ци, ци может породить цзин. Так происходит непрерывный круговорот цзин, ци и шэнь, укрепляющий здоровье и продлевающий годы жизни.

И уровень мастерства ушу непосредственно зависит от того, как развивается ци ученика в процессе тренировок. Многие мастера считают, что правильные формы определяют правильное содержания и движение ци. И если форма правильна - разовьются ци и усилие (劲 jìn), без которого нет и не будет гунфу (功夫 gōngfu). Но если форма неправильна - у занимающегося не будет нужного и правильного усилия (劲 jìn) . Потому в первой части поговорки говорится:

Внутри тренировать цзин, ци, шэнь (内练精气神 )

Вторая группа, внешняя, это руки, глаза и тело. И внешние три соответствия, вайсаньхэ (外三合 wàiisānhé ) - это уже развитие навыка взаимной согласованной работы бедер и плеч, локтей и коленей, ладоней и стоп. В итоге такой многолетней работы над собой, с использованием различных методик вайгун, наши руки, глаза и корпус будут действовать как одно целое.

Но надо всегда помнить про единство внутреннего и внешнего, нэйгун и вайгун:

Закалка рук, глаз и корпуса - это "форма", "проявление" закалки цзин, ци и шэнь. Смысл люхэ - в переходе от проявления вайсаньхэ к законам нэйсаньхэ, от закалки формы внешних соответствий к духу внутренних. И наоборот, дух внутренних трех соответствий проявляется из формы внешних.

Тема нэйгун-вайгун интересная и нужная, мы будем к ней регулярно возвращаться, а сейчас хотелось бы обратить внимание читателей на такой вот специфический момент в китайской культуре.

Человек знающий, специалист своего дела будет нэйхан (内行 nèiháng), а профан, соответственно, вайхан ( 外行 wàiháng). Здесь опять разделяют на внутреннее и внешнее. И у обывателя в Китае внутреннее всегда выше внешнего, поэтому и занятия нэйгун ставятся выше и считаются важнее, забывая, что они есть одно целое. В итоге, увы, и получаем тот почти повсеместный.перекос в подготовке современных любителей традиционного ушу, чего не было в Старом ушу. Ибо - Инь-Ян, образующие Тайцзи.

Прождолжение следует.

Дм.Моисеев, СПб