Удивительное бронзовое оружие Древнего Китая

2,9k full reads
4,9k story viewsUnique page visitors
2,9k read the story to the endThat's 59% of the total page views
4,5 minutes — average reading time
Удивительное бронзовое оружие Древнего Китая

Общаясь с читателями, обнаружил странную закономерность: почему-то в головах плотно устоялся миф о примитивности древнего оружия.

Также прочно засел миф (в среде занимающихся ушу) об эстетике стального клинка. Мне же это кажется не совсем правильным, поэтому в данном небольшом тексте постараемся исправить это досадное недоразумение.

Многие, кому интересна оружейная культура Поднебесной, знают про один из самых знаменитых древних клинков. В 1965 году в Цзянлине, провинция Хубэй, был найден меч юэского князя Гоу Цзяня (勾踐, 496 - 465 г. до н.э.). Благодаря этой хорошо сохранившейся находке мы стали лучше понимать высокий уровень развития оружейного дела той эпохи.

Длина меча составляет 55,7 см (в том числе рукоять 8,4 см), ширина клинка 4,6 см. Масса оружия 875 грамм. Клинок изукрашен ромбовидным орнаментом и инкрустирован синей глазурью. Когда клинок нашли, он был вставлен в черные лакированные ножны из дерева, на рукояти меча были следы оплетки шелковой веревкой.
Длина меча составляет 55,7 см (в том числе рукоять 8,4 см), ширина клинка 4,6 см. Масса оружия 875 грамм. Клинок изукрашен ромбовидным орнаментом и инкрустирован синей глазурью. Когда клинок нашли, он был вставлен в черные лакированные ножны из дерева, на рукояти меча были следы оплетки шелковой веревкой.
Длина меча составляет 55,7 см (в том числе рукоять 8,4 см), ширина клинка 4,6 см. Масса оружия 875 грамм. Клинок изукрашен ромбовидным орнаментом и инкрустирован синей глазурью. Когда клинок нашли, он был вставлен в черные лакированные ножны из дерева, на рукояти меча были следы оплетки шелковой веревкой.
На клинке сохранились восемь иероглифов, шесть из которых удалось разобрать: «Правитель царства Юэ сделал этот меч для своего личного использования»
На клинке сохранились восемь иероглифов, шесть из которых удалось разобрать: «Правитель царства Юэ сделал этот меч для своего личного использования»
На клинке сохранились восемь иероглифов, шесть из которых удалось разобрать: «Правитель царства Юэ сделал этот меч для своего личного использования»

Меч был обнаружен рядом с одним из скелетов в деревянном футляре. Что интересно, он сохранил отличную заточку: один из археологов порезался до крови, неосторожно коснувшийся лезвия. Последующие эксперименты показали: меч отлично режет стопку плотной бумаги, это хорошо показано в фильме ниже.

Также были выполнены детальные исследования сплава, из которого был изготовлен меч.

Основная часть клинка одержит больше меди, это делает его более гибким и устойчивым к нагрузкам; а режущие кромки содержат больше олова, что делает их более твердыми, ну а сера снижает вероятность потускнения рисунка.
Основная часть клинка одержит больше меди, это делает его более гибким и устойчивым к нагрузкам; а режущие кромки содержат больше олова, что делает их более твердыми, ну а сера снижает вероятность потускнения рисунка.
Основная часть клинка одержит больше меди, это делает его более гибким и устойчивым к нагрузкам; а режущие кромки содержат больше олова, что делает их более твердыми, ну а сера снижает вероятность потускнения рисунка.

Китайское правительство внесло этот меч в список китайских культурных реликвий, запрещённых к экспонированию за границей. Поэтому теперь его можно увидеть в Музее провинции Хэбэй.

Музей провинции Хубэй (湖北省博物馆) один из крупнейших музеев Китая, расположен в городе Ухань на западном берегу озера Дунху. Он был открыт в 1953 году, и в его трех павильонах, кроме этого меча, вы увидите большое количество исторических и культурных экспонатов национального значения.
Музей провинции Хубэй (湖北省博物馆) один из крупнейших музеев Китая, расположен в городе Ухань на западном берегу озера Дунху. Он был открыт в 1953 году, и в его трех павильонах, кроме этого меча, вы увидите большое количество исторических и культурных экспонатов национального значения.
Музей провинции Хубэй (湖北省博物馆) один из крупнейших музеев Китая, расположен в городе Ухань на западном берегу озера Дунху. Он был открыт в 1953 году, и в его трех павильонах, кроме этого меча, вы увидите большое количество исторических и культурных экспонатов национального значения.

Обоюдоострый меч Гоуцзяня (越王勾践剑 Yuèwáng Gōujiàn jiàn) знаменит и хорошо узнаваем благодаря и своему орнаменту в виде симметричного повторяющегося узора из чёрных ромбов, и многие мои знакомые считают его уникальным. Но это не так, например, в Музее провинции Цжецзян есть целая коллекция подобного оружия тоже эпохи.

Музей провинции Чжэцзян (浙江省博物馆) был основан в 1929 году в северной части озера Сиху в Ханчжоу. Здесь в десяти павильонах подробно раскрывается история этого региона начиная с неолита.
Музей провинции Чжэцзян (浙江省博物馆) был основан в 1929 году в северной части озера Сиху в Ханчжоу. Здесь в десяти павильонах подробно раскрывается история этого региона начиная с неолита.
Музей провинции Чжэцзян (浙江省博物馆) был основан в 1929 году в северной части озера Сиху в Ханчжоу. Здесь в десяти павильонах подробно раскрывается история этого региона начиная с неолита.
Эти клинки также покрыты симметрично повторяющимися узорами из чёрных ромбов.
Эти клинки также покрыты симметрично повторяющимися узорами из чёрных ромбов.
Эти клинки также покрыты симметрично повторяющимися узорами из чёрных ромбов.
На некоторых экспонатах оплетка сохранилась лучше знаменитого меча, несмотря на прошедшие столетия.
На некоторых экспонатах оплетка сохранилась лучше знаменитого меча, несмотря на прошедшие столетия.
На некоторых экспонатах оплетка сохранилась лучше знаменитого меча, несмотря на прошедшие столетия.

Здесь этот орнамент где-то сохранился хуже, где-то лучше, но он повторяется с завидной регулярностью, что может указывать на его типичное использование для украшения оружия знатных лиц.

Абстрактные геометрические формы, например, такие как ромб и прямоугольник не скопируешь в живой природе. Для этого нужно долго наблюдать, сравнивать и вычленять элементы естественных форм.
Абстрактные геометрические формы, например, такие как ромб и прямоугольник не скопируешь в живой природе. Для этого нужно долго наблюдать, сравнивать и вычленять элементы естественных форм.
Абстрактные геометрические формы, например, такие как ромб и прямоугольник не скопируешь в живой природе. Для этого нужно долго наблюдать, сравнивать и вычленять элементы естественных форм.

Такой орнамент мог отражать древние китайские представления, что Мир - противоречив и одновременно един в своих противоречиях, и противоположности переходят друг в друга. При этом в каждой точке, частице Мира присутствует проявление всей вселенной. Это возможно и отражено в таких геометрических орнаментах с пересекающими, перевитыми друг относительно друга формами.

Оружие украшено орнаментом с использованием древнейшего и широко распространённого орнамента - ромба с точкой. Существует мнение, что круг - Небо, квадрат -Земля, а это знак «засеянное поле».
Оружие украшено орнаментом с использованием древнейшего и широко распространённого орнамента - ромба с точкой. Существует мнение, что круг - Небо, квадрат -Земля, а это знак «засеянное поле».
Оружие украшено орнаментом с использованием древнейшего и широко распространённого орнамента - ромба с точкой. Существует мнение, что круг - Небо, квадрат -Земля, а это знак «засеянное поле».
 Использование серы уменьшает вероятность потускнения узора, поскольку обладает антикоррозионными свойствами.
Использование серы уменьшает вероятность потускнения узора, поскольку обладает антикоррозионными свойствами.
Использование серы уменьшает вероятность потускнения узора, поскольку обладает антикоррозионными свойствами.

Такой орнамент в рамках общемировой культуры именуют сетчатым. В его основе лежит геометрическое построение, не часто встречающееся в искусстве западных стран, но хорошо распространенное на Востоке.

Рукоять устроена очень непросто, долгое время историки не могли понять смысл выступающих дисков. Но нашли хорошо сохранившийся экземпляр, и теперь мы знаем: сперва укладывали хлопок, потом шелк, поверху обматывая нитью. А выступающие диски обеспечивали дополнительную прочность этой конструкции.
Рукоять устроена очень непросто, долгое время историки не могли понять смысл выступающих дисков. Но нашли хорошо сохранившийся экземпляр, и теперь мы знаем: сперва укладывали хлопок, потом шелк, поверху обматывая нитью. А выступающие диски обеспечивали дополнительную прочность этой конструкции.
Рукоять устроена очень непросто, долгое время историки не могли понять смысл выступающих дисков. Но нашли хорошо сохранившийся экземпляр, и теперь мы знаем: сперва укладывали хлопок, потом шелк, поверху обматывая нитью. А выступающие диски обеспечивали дополнительную прочность этой конструкции.

Сетчатым назвали потому, что его композиция строится при помощи сетки, состоящей из системы разнообразных узлов. Различают пять разновидностей сетчатых орнаментов:

  • квадратный, с сеткой из квадратов;
  • треугольный из равносторонних треугольников;
  • прямоугольный, один из древнейших в Китае, появившийся впервые на бронзовых сосудах периода династии Инь-Шан;
  • ромбовидный;
  • состоящей из параллелограммов любой формы.
Удивительное бронзовое оружие Древнего Китая

Бибикова Валентина Ивановна в работе «О происхождении Мезинского палеолитического орнамента» высказала гипотезу:

ромбический орнамент представляет собой сознательное воспроизведение первобытным художником естественного облика мамонтовой кости.
Прямоугольный узор в форме меандра один из древнейших в Китае, он известен с периода династии Инь-Шан, был символом грома и дождя, несущего процветание обществу, сильно зависящего от хорошего урожая.
Прямоугольный узор в форме меандра один из древнейших в Китае, он известен с периода династии Инь-Шан, был символом грома и дождя, несущего процветание обществу, сильно зависящего от хорошего урожая.
Прямоугольный узор в форме меандра один из древнейших в Китае, он известен с периода династии Инь-Шан, был символом грома и дождя, несущего процветание обществу, сильно зависящего от хорошего урожая.

В. И. Бибикова предложила рассматривать типичный для многих культур ромбический орнамент как выражение:

первобытных представлений о мощи, силе, благоденствии,

связанных с мамонтом как главным источником пищи.

Сложно сказать, как это применимо к Древнему Китаю. Напомню, во многих ранних культурах ромб - символ женского начала, однако насколько этот смысл подходит к орнаменту на древнекитайском оружии - вопрос интересный.
Сложно сказать, как это применимо к Древнему Китаю. Напомню, во многих ранних культурах ромб - символ женского начала, однако насколько этот смысл подходит к орнаменту на древнекитайском оружии - вопрос интересный.
Сложно сказать, как это применимо к Древнему Китаю. Напомню, во многих ранних культурах ромб - символ женского начала, однако насколько этот смысл подходит к орнаменту на древнекитайском оружии - вопрос интересный.

Но что самое интересное, наш ромбовидный орнамент мы увидим не только на мечах-цзянь!

Клевец-гэ - легендарное оружие Древнего Китая тоже встречается с таким рисунком.
Клевец-гэ - легендарное оружие Древнего Китая тоже встречается с таким рисунком.
Клевец-гэ - легендарное оружие Древнего Китая тоже встречается с таким рисунком.

Уже не раз и не два говорили, что клевец-гэ был одним из самых распространенных типов бронзового оружия Древнего Китая. В период с династий Инь-Шан и Чжоу до первой Империи Цинь он считался главным из пяти основных видов оружия. В летописи «Вёсны и осени господина Люя» сказано:

Клевец-гэ и обоюдоострый меч-цзянь являются драгоценностью.
戈剑为宝

Это показывает высокий статус гэ и цзянь в глазах древних. Хотя клевцы продолжали применяться и в последующие годы династии Западная Хань, его постепенно вытеснило копье.

Копья периода Вёсны и Осени (771-476 до н. э.). Обратите внимание на режущую кромку!
Копья периода Вёсны и Осени (771-476 до н. э.). Обратите внимание на режущую кромку!
Копья периода Вёсны и Осени (771-476 до н. э.). Обратите внимание на режущую кромку!

Орнаменты копий также отличаются разнообразием вариантов этого орнамента.

Линии такого узора сплетаются подобно веревке, создавая впечатление отсутствия начала и конца, что важно в рамках китайской космогонии, ассоциируясь с бесконечностью и непрерывностью.
Линии такого узора сплетаются подобно веревке, создавая впечатление отсутствия начала и конца, что важно в рамках китайской космогонии, ассоциируясь с бесконечностью и непрерывностью.
Линии такого узора сплетаются подобно веревке, создавая впечатление отсутствия начала и конца, что важно в рамках китайской космогонии, ассоциируясь с бесконечностью и непрерывностью.

Возможно я и ошибаюсь, но сразу приходит в голову простая аналогия, все известный сейчас символ непрерывности и дуализма:

Удивительное бронзовое оружие Древнего Китая

И в завершении хочется привести еще один удивительный пример не известного у нас оружия Бронзового века в Китае:

Это не цзянь, как вы могли подумать, хотя габариты подходящие. Это наконечник копья для всадника. Но о таких копьях будет отдельная статья.
Это не цзянь, как вы могли подумать, хотя габариты подходящие. Это наконечник копья для всадника. Но о таких копьях будет отдельная статья.
Это не цзянь, как вы могли подумать, хотя габариты подходящие. Это наконечник копья для всадника. Но о таких копьях будет отдельная статья.

В итоге хочется сказать: оружие - это не только средство умерщвления себе подобных, но и статусный атрибут воинского сословия, а так же и любимая "игрушка", где важна эстетическая составляющая. Красиво должно быть!

Продолжение следует... если нас тут дождем не смоет! :)

Дм. Моисеев, СПб - 2021