19 102 subscribers

Владимир Амида: Пять предостережений местным цигунистам

20k full reads

Владимир Амида: Пять предостережений местным цигунистам
Владимир Амида: Пять предостережений местным цигунистам

НиХао!

В последнее время у нас много постов по теме наработки столба или чжуангун (站桩). Это вызвало с одной стороны широкий интерес и много вопросов, а с другой ещё более усугубило непонимание многими этой непростой темы.

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. За многие десятки лет практики у меня появилось некоторое понимание вопроса и я решил написать этот краткий очерк во избежании многими типичных ошибок и ложных трактовок.

Дело в том, что у нас многие получали первую информацию (в том числе и преподаватели) из публикаций в журналах и статьях из 90-х и нулевых, которые были полны мифов и искажённых знаний о предмете.

Итак... Разберем по порядку.

Излишняя сакрализация темы

Владимир Амида: Пять предостережений местным цигунистам
Владимир Амида: Пять предостережений местным цигунистам

Постоянно сталкиваюсь с молодыми и не очень неофитами чжуангун, которые данную тему избыточно сакрализируют различные лжетеории о каких-то высших и внестелевых формах "дерева" и так далее, вводя её тем самым в ранг некой "высшей математики", той чудесной практики, что приносит какие-то "небесные плоды". А между тем, метод чжуангун прежде всего является абсолютно физическим методом. При этом он не является ведущим методом цигун и яншэн , и возник как базовый в некоторых направлениях не так давно, примерное в середине ХХ века как метод обучения через принцип.

Однако, как я уже говорил ранее в другой статье, позиция столба является далеко не единственной. Например, в стиле багуачжан линии Лян ши их от 8 до 12. Это помимо 8 базовых ладоней, которые тоже фактически столбы хоть и подвижные, а например в системе доктора Се Пэйци таких столбов несколько десятков (см. книгу Се Пэйци "Нейдань Чжуангун").

Ложное представление о ци и методе

Владимир Амида: Пять предостережений местным цигунистам
Владимир Амида: Пять предостережений местным цигунистам

Большинство адептов, из тех, кто тренирует метод чжуангун, избегает физических нагрузок и физической тренировки тела (ли гун), ошибочно полагая, что для тренировки тела нужна и важна именная внутренняя практика. Но это не так! Нельзя развивать только внутреннее без целостной тренировки тела, охватывающей всё наше составляющее, в том числе и физические кондиции. Ведь без прочного фундамента и надстройка слаба. Большинство мастеров (если не все) до тренировки чжуангун проходили достаточно сложные силовые тренировки с поднятием тяжестей, ударам по деревьям, бегом по горам и т.д. (см. например биографию мастера багуачжан Сунь Чжицзюня).

Ложное представление о Чжуангун как о боевом методе

Владимир Амида: Пять предостережений местным цигунистам
Владимир Амида: Пять предостережений местным цигунистам

Несомненно. практика чжуангун - полезна! Она даёт очень много полезных кондиций, не только внутренних, но и внешних. Однако она никак не может заменить методы парной наработки, тренировки со снарядами (в каждом стиле они свои), свободной работой и так далее.

Спекулятивные аспекты практики

Владимир Амида: Пять предостережений местным цигунистам
Владимир Амида: Пять предостережений местным цигунистам

Уже не один десяток лет наблюдаю различные спекуляции на эту тему. Дело в том, что если человек обладает физической силой или боевым мастерством - это можно легко проверить и увидеть. Тема же наличия внутренних сентенций настолько тонка и неоднозначна, что по сути её трудно увидеть и понять. Нет, проверить конечно можно и это - например мастер даосской школы цзысяопай и багуачжан Люй Цзыцзянь прожил 119 лет, тем самым свой жизнью показал долгожительство как и результат своей практики, или патриарх даосской школы Лю Лихань (см. статью у нем), проживший более 100 лет.

Также мне например доводилось встречать мастера Тяньчжусского цигун, господина Чен Ванпэна, который с лёгкостью раскалывал при мне гранит, в том числе и на расстоянии. Однако это скорее исключения из правил.

В большинстве своём адепт верит своему "учителю" про мифические комплексы с деревом и про ци,

Это рождает целое поле для спекуляций на эту тему. Проверить это сложно, но заработать на этом - можно. Ведь нет нужды тяжело потеть на силовых тренировках, получать удары в парах (даже учебных), знай себе - стой себе в столбе и стой....

Вижу как некоторые китайские предприимчивые деятели, закончив кафедру физкультуры при медицинском вузе и нарисовав себе легенду (наподобие древней семейной школы феникса, о которой никто кроме него не знает), собирают полные залы. И уже их ученики преподаю,т рассказывая про таинственную даосскую практику дерева, создавая всякие новые "усин тайцзы" и прочее, и прочее...

Говорение и визуализация вместо того, чтобы тяжело работать и тренироваться

Владимир Амида: Пять предостережений местным цигунистам
Владимир Амида: Пять предостережений местным цигунистам

Собственно эта тема и обозначена в заголовке. У меня есть возможность наблюдать не один год такие группы, где тренировка идёт 1.5 часа из которой 60% - это разговоры о ци, а 40% производственная гимнастика для пенсионеров, продаваемая как высшая даосская практика. Плюс очень много визуализаций.

Дело в том, что сила воображения человека такова, что при должной с ней работе белое будет восприниматься черным и - наоборот. Эксперименты не единожды это доказали. Себе можно всякого напридумывать, но в большинстве своём это не имеет никакого отношения к реальной работе с ци.

Дело в том, что в реальной работе при традиционной практике практически нет места разговорам о ци. Учитель даёт конкретный метод и периодически правит и чистит его по ходу самой практики. Все ощущения, которые возникают в ходе тренировки, должны носить объективный и физический характер. И о них стараются не говорить. Что нужно учитель поправит или спросит.

Однако в ряде наших поклонников "деревьев" чакры и даньтяни начинают светится уже чуть не с первого занятия.

Владимир Амида: Пять предостережений местным цигунистам
Владимир Амида: Пять предостережений местным цигунистам

Приведу ещё пример. У одного учителя тайцзицюань, который проповедовал теорию и практику чжуангун, а также работу с усилиями на учениках, которые отлетали от него про демонстрации как бумажные, у него был ученик, взрослый уже человек, который свято уверовал. Как-то раз он пришёл ко мне на занятие, будучи убеждённым, что применив своё пэн , он убедится, как я также отлечу... Конечно я дал ему возможность на себе это продемонстрировать. И что? Вообще ничего. Никакого эффекта. Я как стоял так и стоял. Он удивился, ведь он практикует лет 5-7, на тренировке они все отлетают, а на мне почему-то не работает...

Владимир Амида: Пять предостережений местным цигунистам
Владимир Амида: Пять предостережений местным цигунистам

И последнее. Дорогие друзья, я вовсе не против внутренней работы, учитывая что сам 15 лет практикую и преподаю "внутренние системы", но будьте очень осторожны с этой темой. Всё это есть.

Но!

Это есть только там, где есть настоящий Учитель, который обладает настоящим методом, и этот метод ведёт к конкретным результатам. Однако таких в наших краях единицы. Поэтому, если Вы не уверены, то я рекомендую вам не рисковать, так как в лучшем случае потеряете время и деньги, а в худшем - здоровье (в том числе психическое).

Владимир Амида: Пять предостережений местным цигунистам
Владимир Амида: Пять предостережений местным цигунистам

Ко мне уже обращалось несколько человек с серьёзными проблемы (и физика, и психика) после нескольких лет практик, в том числе у известных "учителей" типа Сюи Минтана, а также последователи "даоса" Мантэк Чиа. Люди наши падки на рафинированную эзотерику, думая: человек китайской национальности чуть ли не небожитель, а оно может оказаться с точностью до наоборот! В широких кругах возник даже термин "шизотерика"...

Подводя итог, хочется сказать:

Если вы точно, на 100% не уверены в учителе, его линии, его методах, я вообще рекомендую не рисковать, а заниматься традиционными для нашей местности оздоровительными системами.

Здоровее будете, чего я вам и желаю!


Глава Общества изучения багуа чжан "БАГУА МЭНЬ" - Владимир Амида.