Великолепные интерьеры дворца, фасад которого больше похож на советский НИИ.

Во времена своей молодости, и немного позже, я был уверен, что это здание на набережной Мойки было построено в советские времена для какого-нибудь НИИ или ДК. И даже не предполагал, что это один из дворцов, принадлежавших роду Юсуповых.
Кстати, на счёт ДК я тогда не сильно ошибался, в конце 20 -х годов прошлого века дворец Юсуповых, на тот момент уже бывший, был "перепрофилирован" во Дворец культуры работников просвещения.

Первый особняк на этом месте был построен по проекту архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота в шестидесятые годы XVIII века. В 1795 году Екатерина II выкупает этот особняк и дарит его одной из своих фрейлин, Браницкой, которая была одной из племянниц князя Потёмкина. Браницкая через 30 лет продала его своей сестре, Татьяне Васильевне, жене Николая Борисовича Юсупова. С этого времени, и до 1919 года он принадлежал семье Юсуповых. В 1830-е годы во дворце под руководством архитектора Михайлова начинаются масштабные строительные работы. В результате этих работ, был создан новый усадебный ансамбль - дворец расширен, пристроены флигели, анфилады парадных и выставочных залов, создан частный театр. В период с 1840 по 1917 годы дворец ещё четыре раза перестраивается, интерьеры были оформлены в разных стилях - неоренессанса, рококо неоклассицизма.
Сейчас дворец со стороны Мойки выглядит так:

А так со стороны улицы Декабристов.

Колоннада перед дворцом со стороны улицы Декабристов.

Театр начинается с вешалки, а дворец с лестницы. Парадная лестница Юсуповского дворца появилась на месте арочного проезда во двор, во время перестройки дворца в 1830-е годы, по проекту архитектора Манигетти. Сама лестница выполнена из натурального мрамора, а стены - из искусственного мрамора, модного строительного материала того времени.

Гобеленовая гостиная, на стенах которой висят копии гобелена и шпалер, подлинники находятся в Эрмитаже. Большая часть мебели в гостиной - историческая. панели на стенах - имитация отделки "под орех" по гипсу, популярный тогда вид отделки.

Из Гобеленовой гостиной, через Помпейанский коридор можно пройти в в будуар и Парадную спальню. Коридор расписан в помпейанском стиле. Такой декор обнаружили археологи в домах богатых горожан, при раскопках города Помпеи.

Великолепные интерьеры дворца, фасад которого больше похож на советский НИИ.

Парадная спальня принадлежала трём поколениям княгинь рода Юсуповых.

За спальней находится Большая Ротонда, с которой начинается анфилада парадных залов. Хотя она и называется Большая, но оказалась маленькой, и не поместилась в широкоугольный объектив моего фотоаппарата.

Великолепные интерьеры дворца, фасад которого больше похож на советский НИИ.

Анфилада парадных залов начинается с Синей гостиной, названной так по цвету шёлка, которым обтянуты стены. Мебель в этой гостиной подлинная, середины XIX века.

Красная гостиная, также называлась Золотой или Императорской. Императорской, т. к. здесь всегда висел портрет императора. Шёлк на стенах подлинный, работы русских мастеров. Мебель тоже подлинная, первая треть XIX века.
На стене висит портрет
Зинаиды Ивановны Юсуповой.
Камины стали декоративными, когда в конце XIX века появился обогрев горячим воздухом, а затем и водяное отопление.
Роспись потолка выполнена на сюжеты из "Илиады" Гомера.

Зелёная гостиная - последняя из анфилады парадных залов.

Танцевальный зал кажется огромным после небольших "цветных" гостиных. Он вмещал до двух тысяч гостей.

Банкетный зал использовался не только для обедов и ужинов, но и для благотворительных ярмарок. Люстры изготовлены из папье-маше. Большая люстра весит 180 кг., две маленькие по 120 кг. каждая.

Вид на Мойку из Банкетного зала.

Великолепные интерьеры дворца, фасад которого больше похож на советский НИИ.

К банкетному залу примыкает Выставочная анфилада. Произведения искусства начал коллекционировать князь Николай Борисович Юсупов старший, который будучи дипломатом, много времени провёл за границей. На начало XX века в коллекции Юсуповых находилось более 1200 произведений искусства, среди которых были произведения Рафаэля, Рембрандта, Кановы.

Античный зал, в котором сейчас экспонируются работы малоизвестных художников XIX века и копии скульптур с античных оригиналов.

На этом первая часть статьи о Юсуповском дворце закончена. Вторая часть статьи находится здесь.

____________________________
неподалёку находятся или находились:

немецкая реформаторская кирха

остатки былой роскоши

невероятно красивая лестница