Хрустальная диадема княжны Ирины Александровны

Эта удивительная диадема принадлежала княгине Ирине Юсуповой, в девичестве Романовой, супруге знаменитого князя Феликса Юсупова и внучке императора Александра III, племяннице императора Николая II. Диадема была свадебным подарком жениха.

   Как внучка императора, Ирина была княжной императорской крови, а не великой княжной, поэтому знаменитую венчальную корону при венчании использовать не могла. Но и в новой хрустальной тиаре невеста была чудо, как хороша.


Ирина и Феликс (помолвка, 1913г)
Ирина и Феликс (помолвка, 1913г)

Свадебное фото, 1914г
Свадебное фото, 1914г

   Свадьба была роскошной. Феликс вспоминал: «Подвенечный Иринин наряд был великолепен: платье из белого сатина с серебряной вышивкой и длинным шлейфом, хрустальная диадема с алмазами Сartie и кружевная фата от самой Марии Антуанетты...» Великая княжна Ирина Романова шла под венец в фате из драгоценных кружев 18-го века. Когда-то именно в этой фате австрийская принцесса Мария-Антуанетта венчалась с французским принцем Луи. Потом они стали королем и королевой – и кончили свою жизнь на гильотине, когда их неумелое правление привело к Великой Француской Революции.
    А дивной красоты фата сохранилась, ее перепродавали снова и снова, пока великий князь Александр Михайлович не купил ее в подарок своей дочери. И вот теперь в толпе гостей на свадьбе Ирины Романовой и Феликса Юсупова шептались, что фата казненной королевы, принесет несчастье прелестной новобрачной...

    Все, кто утверждал, что вещь, принадлежавшая казненной королеве, непременно принесет новобрачной беду, ошиблись. Ирина была очень счастлива в браке. Но мы сейчас не об этом, а о тиаре...

    Тиара была выполнена ювелирным домом Cartier в 1911 году из платины, горного хрусталя и алмазов. Необычное использование горного хрусталя произвело необычный эффект «льда» и мерцания. Хрусталь переливался, как сосульки в морозный день на солнце. Венчал тиару алмаз в 3,66 карата.

    Отличительной чертой этой тиары была необычная «старинная» огранка горного хрусталя. Мотивом рисунка при огранке послужило оформление печатных книг эпохи Возрождения. Только оформительские геометрические линии были выполнены из камня. Над галереей горного хрусталя возвышается линия бриллиантов, которые расположены очень близко друг к другу.

    Эмигрируя после революции, князь Феликс Юсупов и его мать, княгиня Зинаида Юсупова, постарались спасти наиболее ценные ювелирные украшения в своей коллекции. Вывезти всё было просто нереально, Юсуповы обладали большой и очень ценной коллекцией ювелирных украшений. Спасти эти тиару, как и еще 12 тиар, 255 брошей, 42 браслета и других украшений общим весом 210 килограмм не удалось. Несколько лет эти украшения считались утерянными. Пока в 1925 году большевики не нашли в бывшей резиденции князей Юсуповых тайник с этими украшениями, столовым серебром и изделий фирмы Faberge. На сегодняшний день тиара считается утраченной.


Ирина Александровна Юсупова (дев.Романова) в подвенечном уборе
Ирина Александровна Юсупова (дев.Романова) в подвенечном уборе