Надежда Ламанова, модистка последней императрицы

15.05.2018

    У этой женщины был истинный талант к созданию костюма. Причем, возможно это было наследственное, так как сёстры Надежды, Мария и Екатерина, также пошли по этому пути. Правда скорее, как последователи.
    Тем более странно подобное увлечение, если учесть, что Надежда была из семьи военного. Отец — Петр Михайлович Ламанов был потомственным дворянином из обедневшего рода. Он избрал военную карьеру и к моменту рождения старшей дочери Нади имел чин полковника. О матери Надежды Петровны — Надежде Александровне — дошло очень мало сведений, но и она была из военных. Она была дочерью генерала-майора.


Надежда Петровна Ламанова. Фотография Андрея Осиповича Карелина. 1880-е гг. Предположительно Нижний Новгород
Надежда Петровна Ламанова. Фотография Андрея Осиповича Карелина. 1880-е гг. Предположительно Нижний Новгород

    Будучи старшей из пяти дочерей в семье, Надежда Петровна закончила 8 классов (7 обязательных, и 8-ой - добровольный) женского училища 1 разряда в Нижнем Новгороде. По окончании получила свидетельство о том, что она может преподавать географию в крестьянских школах, но увлекало её совсем другое.
   20-летняя Надя решила уехать из родительского дома в Москву, обучиться шитью, и самостоятельно зарабатывать на жизнь. Первым самостоятельным шагом Нади было поступление в 1881 году в Московскую школу кройки и шитья О. А. Суворовой. После её окончания Надежда Ламанова несколько лет работает по найму в московской модной мастерской Войткевич, вскоре заняв здесь место ведущего модельера. А в 1885 году, когда ей едва исполнилось 24 года, открывает в Москве свою мастерскую.


Совместное фото Надежды Петровны Ламановой и Марии Степановны Ворониной (1885г)
Совместное фото Надежды Петровны Ламановой и Марии Степановны Ворониной (1885г)

    Работы фирмы Н. Ламановой, благодаря исключительному таланту и высокому профессионализму её основателя, очень скоро завоевали признание заказчиков и приобрели большую известность, как среди московской и петербургской знати, так и в театральном мире и в кругах русской интеллигенции.
    В 90-х годах XIX века Ламанова стала одним из самых популярных модельеров Москвы. 18 апреля (1 мая по новому стилю) 1898 года Андруцкой-Ламановой было пожаловано звание поставщика Двора Ея Императорского Высочества Елизаветы Фёдоровны, а с 2 октября (15 октября по новому стилю) 1904 года Надежда Петровна стала поставщиком Двора Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны.


Подлинник (автограф) на фирменном бланке со знаком поставщицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны
Подлинник (автограф) на фирменном бланке со знаком поставщицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны

    В конце 90-х годов XIX века Надежда Петровна Ламанова вышла замуж за молодого юриста Андрея Павловича Каютова, известного тогда, как актер-любитель. Это был счастливый брак, полный согласия и преданности, не было только детей. Супруги прожили вместе 45 лет. Ламанова познакомилась с его друзьями-актерами, среди которых были и знаменитая актриса Малого театра Гликерия Федотова, и начинающий актёр Константин Алексеев, и сам К.Станиславский. Позже она с большим успехом будет шить костюмы для его театра.

   В 1902-1903 годах Н.Ламанова, наряду с признанными французскими фирмами П.Пуаре, Редферн, сестёр Калло и др., с успехом участвует в Первой международной выставке исторических и современных костюмов в Таврическом дворце в Петербурге. Её мастерская в те годы размещалась в Москве на Большой Дмитровке в доме Адельгейма.


Константин Сомов. Портрет Е.П.Носовой. 1910-1911 (Платье мастерской Н.Ламановой)
Константин Сомов. Портрет Е.П.Носовой. 1910-1911 (Платье мастерской Н.Ламановой)

   Из воспоминаний Г. А. Лемана: "Она обнаружила огромный вкус, и постепенно стала одевать дам самых высоких и самых богатых кругов московского общества. У неё стали одеваться не только дамы московского купечества, но и аристократия, так, в частности, она одевала великую княгиню Елизавету Федоровну, жену московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, родную сестру государыни. Была она приглашена также и к самой царице, но они как-то «не сошлись характерами» и это отношение оборвалось. Дело Надежды Петровны настолько разрослось, что постепенно у неё стало 300 мастериц. Она выстроила огромный дом на Тверском бульваре (на внутреннем проезде, через несколько домов от Никитских ворот). Я слышал от неё, что она подавала счета богатым московским купцам в десятки тысяч. Курьезны были её рассказы, как купцы «торговались» с ней — купцы любят, чтобы им «делали скидки». Так, например, подаст она счет на 34 240 руб. Приезжает «сам» М. А. Морозов (Тверская мануфактура) и говорит: «Надежда Петровна, уж вы мне уступите, скиньте 240 руб.» «Извольте, с удовольствием!» Жена великого князя Михаила Александровича, графиня Брасова, урожденная Шереметьевская, Наталья Сергеевна, так и осталась должна Надежде Петровне 20 тыс. руб. Насколько широк был размах работы Надежды Петровны можно судить по тому, что она ежегодно ездила в Париж, где держала квартиру, закупать модный товар для своего предприятия. А закупала она этого товара на полмиллиона! Конечно, огромен был и доход её — мастерская давала ей до 300 тыс. руб. в год, то есть другими словами, по 1000 руб. в день!"


Фирменный "лейбл" Н.П. Ламановой, по которому можно отличить платье ее мастерской
Фирменный "лейбл" Н.П. Ламановой, по которому можно отличить платье ее мастерской

   До наших дней сохранилось очень незначительное число работ этого интереснейшего модельера. Самым богатым собранием костюмов Н. Ламановой владеет Государственный Эрмитаж, где хранятся четырнадцать платьев, принадлежность которых данной фирме подтверждается маркой в виде автографа мастера, напечатанной золотой краской на белой шёлковой ленте корсажа.

Платье вечернее из розового шифона на атласном чехле. Принадлежало императрице Александре Федоровне.
Покроя  «принцесс», приталенное, с большим декольте, рукав короткий – фонарик.  Юбка расклешена, с мягкими складками по центру спинки, со шлейфом.  Отделано вышивкой бисером и блёстками, по декольте и подолу – гирлянды  искусственных цветов и бантов.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Вторая половина 1890-х
Платье вечернее из розового шифона на атласном чехле. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Покроя «принцесс», приталенное, с большим декольте, рукав короткий – фонарик. Юбка расклешена, с мягкими складками по центру спинки, со шлейфом. Отделано вышивкой бисером и блёстками, по декольте и подолу – гирлянды искусственных цветов и бантов. Москва. Мастерская Н. Ламановой. Вторая половина 1890-х
Платье визитное из сукна бежевого цвета. Принадлежало императрице Александре Федоровне.
Покроя  «принцесс», приталенное, закрытое, с воротником-стойкой из бархата в  тон платья. Длинные рукава покроя «жиго» – очень густо собраны у плеча,  узкие у кисти. Юбка расклешена, с двойной мягкой складкой по центру  спинки, со шлейфом. Отделано вышивкой тамбурным швом цветным шёлком и  блёстками в виде вертикальных полос и цветочных гирлянд.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Вторая половина 1890-х
Платье визитное из сукна бежевого цвета. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Покроя «принцесс», приталенное, закрытое, с воротником-стойкой из бархата в тон платья. Длинные рукава покроя «жиго» – очень густо собраны у плеча, узкие у кисти. Юбка расклешена, с двойной мягкой складкой по центру спинки, со шлейфом. Отделано вышивкой тамбурным швом цветным шёлком и блёстками в виде вертикальных полос и цветочных гирлянд. Москва. Мастерская Н. Ламановой. Вторая половина 1890-х
Платье вечернее (два лифа и юбка) из черного тюля на белом атласном чехле. Принадлежало императрице Александре Федоровне.
Лиф  1 – притален, на косточках, со шнипом, декольте формы каре, рукав до  локтя, с широким воланом. Лиф 2 – притален, на косточках, со шнипом,  очень открытый, с большим декольте и коротким рукавом. Юбка расклешена,  по спинке с мягкими складками по центру, со шлейфом. Украшено кружевом,  вышивкой стальными блёстками разной формы и стразами орнамента из  венков, лент и гирлянд.
В этом платье редкое сочетание работ двух  ведущих мастерских – Москвы и Петербурга. Вероятно, первоначально платье  было заказано с одним лифом, а затем в соответствии с модой этого  времени был выполнен второй лиф.
Москва, мастерская Н. Ламановой. Петербург, мастерская А. Бризак (второй лиф). Начало XX в.
Платье вечернее (два лифа и юбка) из черного тюля на белом атласном чехле. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Лиф 1 – притален, на косточках, со шнипом, декольте формы каре, рукав до локтя, с широким воланом. Лиф 2 – притален, на косточках, со шнипом, очень открытый, с большим декольте и коротким рукавом. Юбка расклешена, по спинке с мягкими складками по центру, со шлейфом. Украшено кружевом, вышивкой стальными блёстками разной формы и стразами орнамента из венков, лент и гирлянд. В этом платье редкое сочетание работ двух ведущих мастерских – Москвы и Петербурга. Вероятно, первоначально платье было заказано с одним лифом, а затем в соответствии с модой этого времени был выполнен второй лиф. Москва, мастерская Н. Ламановой. Петербург, мастерская А. Бризак (второй лиф). Начало XX в.
Платье вечернее (лиф и юбка) из жёлтого бархата и шифона. Принадлежало императрице Александре Федоровне.
Лиф  открытый, с большим овальным декольте, удлинённый, притален, со шнипом,  на драпированном поясе из жёлтого атласа, с небольшим напуском спереди.  Рукава короткие, с двойным воланом из шифона. Юбка расклешена, с мягкой  встречной складкой по центру спинки, со шлейфом. Отделано инкрустацией  белым машинным кружевом, имитирующим филейную вышивку, аппликацией из  бархата и вышивкой синелью цветущих веток гортензии.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.
Платье вечернее (лиф и юбка) из жёлтого бархата и шифона. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Лиф открытый, с большим овальным декольте, удлинённый, притален, со шнипом, на драпированном поясе из жёлтого атласа, с небольшим напуском спереди. Рукава короткие, с двойным воланом из шифона. Юбка расклешена, с мягкой встречной складкой по центру спинки, со шлейфом. Отделано инкрустацией белым машинным кружевом, имитирующим филейную вышивку, аппликацией из бархата и вышивкой синелью цветущих веток гортензии. Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.
Платье вечернее (лиф и юбка) из белого тюля и шифона на атласном чехле. Принадлежало императрице Александре Федоровне.
Лиф  очень открытый, с большим овальным декольте и коротким рукавом,  притален, со шнипом, с небольшим напуском спереди, на драпированном  поясе из серебряной парчи. Декорировано кружевом, «мушками» из бити по  тюлю и вышивкой блёстками и фасонными шишками цветочного узора.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.
Платье вечернее (лиф и юбка) из белого тюля и шифона на атласном чехле. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Лиф очень открытый, с большим овальным декольте и коротким рукавом, притален, со шнипом, с небольшим напуском спереди, на драпированном поясе из серебряной парчи. Декорировано кружевом, «мушками» из бити по тюлю и вышивкой блёстками и фасонными шишками цветочного узора. Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.
Платье вечернее (лиф и юбка) из бархата цвета морской волны. Принадлежало императрице Александре Федоровне.
Лиф  притален, со шнипом, на широком поясе углом, спереди с небольшим  напуском. Рукава короткие из шифона. Юбка расклешена, с мягкими  складками по центру спинки, со шлейфом. Отделано вставками шифона и  кружева, с широким кружевным воланом по подолу. По всему платью вышивка  бисером, блёстками и стразами.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.
Платье вечернее (лиф и юбка) из бархата цвета морской волны. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Лиф притален, со шнипом, на широком поясе углом, спереди с небольшим напуском. Рукава короткие из шифона. Юбка расклешена, с мягкими складками по центру спинки, со шлейфом. Отделано вставками шифона и кружева, с широким кружевным воланом по подолу. По всему платью вышивка бисером, блёстками и стразами. Москва. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в.
Платье парадное придворное из розового муара.  Лиф, шлейф, пелерина, юбка – реконструкция. Лиф очень открытый, с  большим овальным декольте, удлинённый, со шнипом, сильно притален,  рукава длинные, откидные, с частично открытой проймой. Шлейф съемный, на  поясе, с мягкими складками по центру спинки. Короткая круглая пелерина с  воротником-стойкой. Платье богато декорировано вышивкой серебряной  нитью и канителью растительного орнамента.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Рубеж ХIХ-ХХ вв.
Платье парадное придворное из розового муара. Лиф, шлейф, пелерина, юбка – реконструкция. Лиф очень открытый, с большим овальным декольте, удлинённый, со шнипом, сильно притален, рукава длинные, откидные, с частично открытой проймой. Шлейф съемный, на поясе, с мягкими складками по центру спинки. Короткая круглая пелерина с воротником-стойкой. Платье богато декорировано вышивкой серебряной нитью и канителью растительного орнамента. Москва. Мастерская Н. Ламановой. Рубеж ХIХ-ХХ вв.
С пелериной.
С пелериной.

   Из воспоминаний Марии Степановны Ворониной (урождённой Файдыш), записанных её племянницей Евгенией Петровной Турманиной, урождённой Файдыш, известно, что Н. П. Ламанова бывала и в Санкт-Петербурге. Турманина со слов своей «тёти Мариши» пишет, что Ламанова окончила институт благородных девиц: «Это была энергичная женщина. Окончив где-то институт для благородных девиц, она приехала в столицу. Была не очень красива, с манерами мальчика, стриженная. В компании говорила: „Ну, братцы выпьем!“ Хорошо играла в винт и преферанс. Открыла мастерскую, так же как и Мария Степановна, но к заказчикам относилась сурово и заставляла их ждать подолгу. Переехав в Москву, как говорили злые языки, Надежда Петровна разорила горбуна Г., выстроив дом на Тверском бульваре, ездила в Париж за моделями. Обслуживала придворных. За самое простенькое платьице брала по 600—800 р. Держалась богом, были у неё цеха. Платила неплохо, но и требовала хорошей работы. Муж у неё был присяжный поверенный Андрей Павлович Каютов. Говорят красивый. Зимой каждый день на своём автомобиле ездила в Сокольники, бегать на лыжах. Каждый день брала ванну и меняла бельё. Вот и всё что я о ней знаю»

   Уже будучи известной портнихой, Надежда Ламанова стала попечительницей школы кройки при благотворительном обществе «Московский муравейник», которое также было учреждено Стрекаловой. При своей мастерской Надежда Петровна организовала бесплатную школу.Многочисленные ученицы Ламановой, у которой не было своих детей, называли её «мама Надя».


Валентин Серов. Портрет артистки М.Н.Ермоловой.1905 (Платье мастерской Н.Ламановой)
Валентин Серов. Портрет артистки М.Н.Ермоловой.1905 (Платье мастерской Н.Ламановой)

   В 1901 году К. С. Станиславский пригласил Ламанову модельером костюма в Московский Художественный театр. В 1908 году её ателье обретает собственный дом, построенный архитектором Н. Г. Лазаревым на Тверском бульваре.
   Из воспоминаний Г. А. Лемана:" Она была подлинным гением костюма. Я смело утверждаю, что то, чем Станиславский был в области режиссуры, то была Надежда Петровна в области костюма. Недаром они так хорошо понимали друг друга, и после революции много лет, до самой кончины Надежды Петровны работали вместе. Именно её костюмы мы видели в многочисленных постановках Художественного театра и Вахтангова — «Женитьба Фигаро», «Зойкина квартира», «Принцесса Турандот» и др. Надежда Петровна продолжала также одевать отдельных, обращавшихся к ней дам. Для этого у неё в комнате всегда стояло несколько манекенов, на которых иногда бывали надеты платья. Хорошо помню, как однажды придя к ней, я увидал на одном из манекенов замечательной красоты платье тонкого теплого серого цвета, чудесно драпирующее фигуру. Я немедленно бухнулся на колени и положил этому платью-шедевру… земной поклон. Как-то я сказал Надежде Петровне: «Надежда Петровна, вы — гениальны!» На что она, как бы удивившись, что в этом можно сомневаться: «Конечно!» Да, я не преувеличиваю, она в своей области была действительно гениальна"

Платье вечернее (лиф и юбка) из зелёного атласа и чёрного шифона.
Лиф  с небольшим декольте утлом, мягкий, без косточек, с напуском у талии.  Рукав короткий, покроя кимоно. Юбка прямая, узкая, с асимметричной  драпировкой и тюником, переходящим в остроконечный шлейф. Отделка –  шёлковая бахрома и вышивка цветным шёлком и металлической нитью  стилизованного в стиле «модерн» цветочного узора из хризантем, листьев и  стеблей в виде завитков.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е
Платье вечернее (лиф и юбка) из зелёного атласа и чёрного шифона. Лиф с небольшим декольте утлом, мягкий, без косточек, с напуском у талии. Рукав короткий, покроя кимоно. Юбка прямая, узкая, с асимметричной драпировкой и тюником, переходящим в остроконечный шлейф. Отделка – шёлковая бахрома и вышивка цветным шёлком и металлической нитью стилизованного в стиле «модерн» цветочного узора из хризантем, листьев и стеблей в виде завитков. Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е
Платье вечернее (лиф и юбка) из белого атласа и тюля.
Лиф  открытый, с большим овальным декольте, мягкий, без косточек, с напуском  у талии, на поясе, рукава короткие – кимоно. Юбка прямая, узкая, по  спинке собрана, с тюником. Отделано вышивкой по тюлю шёлком в тон ткани  растительного орнамента в стиле «модерн».
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е
Платье вечернее (лиф и юбка) из белого атласа и тюля. Лиф открытый, с большим овальным декольте, мягкий, без косточек, с напуском у талии, на поясе, рукава короткие – кимоно. Юбка прямая, узкая, по спинке собрана, с тюником. Отделано вышивкой по тюлю шёлком в тон ткани растительного орнамента в стиле «модерн». Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е
Платье вечернее из плотного белого шёлка и шифона.
Лиф  мягкий, без косточек, с напуском спереди, с декольте формы каре, рукав  короткий, покроя кимоно. Юбка узкая, прямая, спереди с тюником, по  спинке слегка собрана, с асимметричной драпировкой. Лиф и юбка соединены  широким драпированным кушаком из ткани платья. Декорировано серебряным  галуном (декольте и пояс) и вышивкой белым шёлком и серебряной нитью  растительного узора, расположенного по границе соединения тканей.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е
Платье вечернее из плотного белого шёлка и шифона. Лиф мягкий, без косточек, с напуском спереди, с декольте формы каре, рукав короткий, покроя кимоно. Юбка узкая, прямая, спереди с тюником, по спинке слегка собрана, с асимметричной драпировкой. Лиф и юбка соединены широким драпированным кушаком из ткани платья. Декорировано серебряным галуном (декольте и пояс) и вышивкой белым шёлком и серебряной нитью растительного узора, расположенного по границе соединения тканей. Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е
Платье вечернее из атласа бежевого цвета, белого шифона и чёрного машинного кружева.
Лиф  мягкий, с небольшим напуском, с декольте формы каре, рукава короткие,  покроя кимоно. Юбка прямая, узкая, немного собрана по спинке, пришита к  лифу, с двумя тюниками. Один – из белого шифона с вышитой белым и чёрным  бисером, стеклярусом и стразами широкой каймой из чередующихся ваз  разной формы с букетами; второй – из чёрного кружева, сзади переходящий в  шлейф.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1912-1913
Платье вечернее из атласа бежевого цвета, белого шифона и чёрного машинного кружева. Лиф мягкий, с небольшим напуском, с декольте формы каре, рукава короткие, покроя кимоно. Юбка прямая, узкая, немного собрана по спинке, пришита к лифу, с двумя тюниками. Один – из белого шифона с вышитой белым и чёрным бисером, стеклярусом и стразами широкой каймой из чередующихся ваз разной формы с букетами; второй – из чёрного кружева, сзади переходящий в шлейф. Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1912-1913

Надежда Ламанова, 1911г (Художник - A.A.Nolde)
Надежда Ламанова, 1911г (Художник - A.A.Nolde)

    В 1919 году бывшую «поставщицу двора Ея Императорского Величества» арестовали. Только благодаря вмешательству Максима Горького через два с половиной месяца её освободили. С 1921 года она работала в театре Вахтангова.
   После Октябрьской Революции Ламанова вынуждена разрабатывать многочисленные модели простой одежды, рассчитанной на широкие слои населения. Одновременно она занималась проектированием платья по идеям народного русского костюма.
В 1922 году Ламанова стала членом Академии Художественных наук.

Платье вечернее из лёгкого чёрного шелкового крепа и атласа.
Лиф  мягкий, без косточек, талия занижена, ворот вырезан в форме фигурного  каре, воротник-стойка, рукав покроя кимоно до локтя. Юбка прямая,  собрана по талии. Декорировано кистями из ляссе спереди и на боках,  спинка без кистей. Пояс отсутствует.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1920-е
Платье вечернее из лёгкого чёрного шелкового крепа и атласа. Лиф мягкий, без косточек, талия занижена, ворот вырезан в форме фигурного каре, воротник-стойка, рукав покроя кимоно до локтя. Юбка прямая, собрана по талии. Декорировано кистями из ляссе спереди и на боках, спинка без кистей. Пояс отсутствует. Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1920-е
Платье вечернее чёрного машинного кружева с мелким растительным узором.
Лиф  удлинённый, свободный, без косточек, немного притален, с фигурным  декольте и воротником-стойкой, без рукавов, на лямках. Юбка слегка  собрана по линии соединения с лифом, с небольшим шлейфом. Отделка –  вышивка чёрным бисером по всему платью, вертикальные полосы, вышитые  цветным бисером, и декоративная бисерная кисть спереди юбки.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. Конец 1910-х
Платье вечернее чёрного машинного кружева с мелким растительным узором. Лиф удлинённый, свободный, без косточек, немного притален, с фигурным декольте и воротником-стойкой, без рукавов, на лямках. Юбка слегка собрана по линии соединения с лифом, с небольшим шлейфом. Отделка – вышивка чёрным бисером по всему платью, вертикальные полосы, вышитые цветным бисером, и декоративная бисерная кисть спереди юбки. Москва. Мастерская Н. Ламановой. Конец 1910-х
Платье вечернее (лиф и юбка) из белого кружева и чёрного тюля на чёрном шелковом чехле.
Лиф  мягкий, без косточек, свободный вверху, у талии заложен складками,  двойной: нижний, из белого кружева и тюля – открытый, на лямках; верхний  – из чёрного тюля, с декольте углом и рукавом покроя кимоно за локоть.  Юбка из белого кружева, густо собрана по талии, на чёрном шёлковом  чехле, с двойным тюником из чёрного тюля с неровной линией подола.
Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1920-е

Информация  о платьях - Т.Т. Коршунова. "Русский модельер Надежда Ламанова".  Каталог выставки. Издательство Государственного Эрмитажа. Спб., 2002
Платье вечернее (лиф и юбка) из белого кружева и чёрного тюля на чёрном шелковом чехле. Лиф мягкий, без косточек, свободный вверху, у талии заложен складками, двойной: нижний, из белого кружева и тюля – открытый, на лямках; верхний – из чёрного тюля, с декольте углом и рукавом покроя кимоно за локоть. Юбка из белого кружева, густо собрана по талии, на чёрном шёлковом чехле, с двойным тюником из чёрного тюля с неровной линией подола. Москва. Мастерская Н. Ламановой. 1920-е Информация о платьях - Т.Т. Коршунова. "Русский модельер Надежда Ламанова". Каталог выставки. Издательство Государственного Эрмитажа. Спб., 2002
    В 1925 году Надежда Петровна Ламанова и Вера Игнатьевна Мухина  совместно издали альбом «Искусство в быту». В этом же году модели  Ламановой (без неё) отправились в Париж на всемирную выставку, где её  платья в русском стиле произвели фурор — стиль «а-ля рюс» в те годы стал  чрезвычайно моден в Европе.
   Рисунки Мухиной по моделям Ламановой:
   В 1925 году Надежда Петровна Ламанова и Вера Игнатьевна Мухина совместно издали альбом «Искусство в быту». В этом же году модели Ламановой (без неё) отправились в Париж на всемирную выставку, где её платья в русском стиле произвели фурор — стиль «а-ля рюс» в те годы стал чрезвычайно моден в Европе.    Рисунки Мухиной по моделям Ламановой:

Надежда Петровна Ламанова на даче у Веры Мухиной
Надежда Петровна Ламанова на даче у Веры Мухиной

Ламанова создавала также костюмы для фильмов Эйзенштейна, Александрова, Протазанова: «Поколение победителей», «Цирк», «Александр Невский», «Ревизор». Участвовала в создании костюмов для фильма «Аэлита».


Актрисы МХАТа в платьях Надежды Ламановой. 1934 год. Фото А. Васильева
Актрисы МХАТа в платьях Надежды Ламановой. 1934 год. Фото А. Васильева

   14 октября 1941 года Надежда Петровна Ламанова скончалась от сердечного приступа в сквере Большого театра. Сильное волнение, ставшее роковым, было вызвано тем, что театр, где она фактически только и могла работать, отправили в эвакуацию без неё. Похоронена в Москве на Ваганьковском кладбище на участке 3.


Серов В.А. Портрет Надежды Петровны Ламановой 1911
(Портрет  Надежды Петровны Ламановой не был закончен художником, это его самая  последняя работа и последний, кто позировал Серову была Ламанова. На  следующий день, 5 декабря 1911 года, художника не стало.)
Серов В.А. Портрет Надежды Петровны Ламановой 1911 (Портрет Надежды Петровны Ламановой не был закончен художником, это его самая последняя работа и последний, кто позировал Серову была Ламанова. На следующий день, 5 декабря 1911 года, художника не стало.)