Русское придворное платье

10.03.2018

Итак, 27 февраля 1834г. император Николай Павлович указом утвердил описание эталонного дамского придворного туалета. По сути - форму. После его смерти и вплоть до 1917 г. во внешнем виде этих туалетов никаких принципиальных перемен не последовало.     Наряд состоял из бархатного «верхнего платья» с откидными рукавами и со шлейфом, имевшего «разрез спереди, к низу от талии», который открывал юбку из белой материи, «какой кто пожелает». По «хвосту и борту» платья шло золотое шитье, «одинаковое с шитьем парадных мундиров придворных чинов». Такое же шитье полагалось «вокруг и на переде юбки».

  
  
     Выбор такого кроя женского придворного платья, видимо, обусловлен  несколькими причинами. Во-первых, традиционализмом русского  Императорского двора. Такие платья были в ходу при Дворе со времен  Екатерины II. Во-вторых, отчетливым стремлением Николая I усилить  национальную составляющую при Императорском дворе, будь то в языке или  одежде. В-третьих, для формы, особенно для изменчивой женской,  требовалось нечто прочно-устойчивое, чем по мысли Николая I и был  «русский» традиционный крой женских платьев.
    Дочь императора,  вел.княжна Ольга, описывая события 1834 г., упоминает, что «по обычаю в  11 лет я получила русское придворное платье из розового бархата,  вышитого лебедями, без трена».

"Детское" платье и кокошник
    Выбор такого кроя женского придворного платья, видимо, обусловлен несколькими причинами. Во-первых, традиционализмом русского Императорского двора. Такие платья были в ходу при Дворе со времен Екатерины II. Во-вторых, отчетливым стремлением Николая I усилить национальную составляющую при Императорском дворе, будь то в языке или одежде. В-третьих, для формы, особенно для изменчивой женской, требовалось нечто прочно-устойчивое, чем по мысли Николая I и был «русский» традиционный крой женских платьев.     Дочь императора, вел.княжна Ольга, описывая события 1834 г., упоминает, что «по обычаю в 11 лет я получила русское придворное платье из розового бархата, вышитого лебедями, без трена». "Детское" платье и кокошник

Вел.княжна Ольга Николаевна (1913г)
Вел.княжна Ольга Николаевна (1913г)
     В последующие годы парадные придворные платья в семье называли  «императорскими доспехами», поскольку эти платья шили и из серебряной  парчи, дополняя наряд бриллиантами и жемчугами.

Коронационное платье императрицы Александры Фёдоровны
    В последующие годы парадные придворные платья в семье называли «императорскими доспехами», поскольку эти платья шили и из серебряной парчи, дополняя наряд бриллиантами и жемчугами. Коронационное платье императрицы Александры Фёдоровны

Императрица Мария Федоровна в придворном платье (Маковский)
(серебряная парча, вес - 11кг)
Императрица Мария Федоровна в придворном платье (Маковский) (серебряная парча, вес - 11кг)
Платье императрицы Александры Федоровны.
Платье императрицы Александры Федоровны.
На фото.
На фото.
     Согласно императорскому указу, все должностные нюансы должны были легко  «читаться» по цветам. Статс-дамы и камер-фрейлины получали бархатное  зеленое платье с белой юбкой.
    Согласно императорскому указу, все должностные нюансы должны были легко «читаться» по цветам. Статс-дамы и камер-фрейлины получали бархатное зеленое платье с белой юбкой.
Наставница великих княжон была одета «по форме» в бархатное платье синего цвета с белой юбкой.
Наставница великих княжон была одета «по форме» в бархатное платье синего цвета с белой юбкой.
Фрейлины Ее Величества, в бархатное платье пунцового цвета с белой юбкой.
Фрейлины Ее Величества, в бархатное платье пунцового цвета с белой юбкой.

Княгиня  Оболенская-Нелединская-Мелецкая (1834 год), фрейлина исператрицы  Александры Федоровны (супруги Николая I) (Неизв.художник).
Княгиня Оболенская-Нелединская-Мелецкая (1834 год), фрейлина исператрицы Александры Федоровны (супруги Николая I) (Неизв.художник).
Фрейлины великой княгини имели платье также пунцового цвета, как и у императрицы, только шитье было серебряным.
Фрейлины великой княгини имели платье также пунцового цвета, как и у императрицы, только шитье было серебряным.

М. П. Кикина (1816-1856), в замужестве Волконская в русском придворном платье фрейлины (Художник - П.Ф.Соколов)
М. П. Кикина (1816-1856), в замужестве Волконская в русском придворном платье фрейлины (Художник - П.Ф.Соколов)
Фрейлины великих княжон были одеты в бархатные платья светло-синего цвета с золотым шитьем и белой юбкой.
Фрейлины великих княжон были одеты в бархатные платья светло-синего цвета с золотым шитьем и белой юбкой.
     Гофмейстрина при фрейлинах носила бархатное платье малинового цвета,  украшенное золотым шитьем, соответствующим шитью первых чинов Двора и  украшенное портретом императрицы с бриллиантами. Дополняла наряд белая  юбка. Часто в повседневной жизни их называли «малиновыми фрейлинами».
    Гофмейстрина при фрейлинах носила бархатное платье малинового цвета, украшенное золотым шитьем, соответствующим шитью первых чинов Двора и украшенное портретом императрицы с бриллиантами. Дополняла наряд белая юбка. Часто в повседневной жизни их называли «малиновыми фрейлинами».

    Была определена и форма головного убора для придворных дам. Замужним дамам предписывалось носить «повойник или кокошник произвольного цвета, с белым вуалем, а девицам повязку произвольного цвета с вуалем». Фрейлинский бриллиантовый шифр императрицы носился на голубом банте на левой стороне форменного платья. Описанный наряд получил в официальных документах название «русское платье».

    Малейшие отступления от установленной формы одежды, как придворными кавалерами, так и дамами, жестко пресекались Николаем I. Барон М.А. Корф упоминает, что когда на большом придворном бале 6 декабря 1840 г. «некоторые дамы позволили себе отступить от этой формы и явились в кокошниках, которые, вместо бархата и золота, сделаны были из цветов. Государь тотчас это заметил и приказал министру Императорского двора князю Волконскому строго подтвердить, чтобы впредь не было допускаемо подобных отступлений». Князь П.М. Волконский передал повеление царя Санкт-Петербургскому военному генерал-губернатору графу Эссену, после чего последовал «набег квартальных с письменными объявлениями помянутой высочайшей воли и с требованием расписаться на этом листе». Когда об этом непомерном усердии губернатора доложили царю, тот только посмеялся, но распоряжение свое оставил в силе.


Фрагмент картины "Гербовый зал Зимнего дворца" Худ. А. Ладюрнер. 1834 г.
Фрагмент картины "Гербовый зал Зимнего дворца" Худ. А. Ладюрнер. 1834 г.
Далее - фотографии, жаль, конечно, что черно-белые.
Итак, фрейлины российского императорского двора:

Барятинская
Далее - фотографии, жаль, конечно, что черно-белые. Итак, фрейлины российского императорского двора: Барятинская

m-lle Зинаида Николаевна Юсупова
m-lle Зинаида Николаевна Юсупова

Елизавета Сергеевна Толстая
Елизавета Сергеевна Толстая

Елена (Элла) Константиновна Кочубей
Елена (Элла) Константиновна Кочубей

Евгения Владимировна Войейкова
Евгения Владимировна Войейкова

m-lle Хлебникова
m-lle Хлебникова

Вера Владимировна Комстадиус
Вера Владимировна Комстадиус

m-lle Витгенштейн
m-lle Витгенштейн

Е.А. Голицына
Е.А. Голицына

Елизавета Николаевна Оболенская
Елизавета Николаевна Оболенская

m-lle Оболенская
m-lle Оболенская

Екатерина Николаевна Голицына
Екатерина Николаевна Голицына