Драка третьеклассниц. Почему школа перестала быть безопасной?

©, Оля Тихонова, 2019

Подрались третьеклассницы в московской школе. Пять десятилетних девочек на перемене сорвались в кулачный бой, закончившийся сотрясением мозга у одной и ушибами у остальных.
Школа престижная, девочки из благополучных и обеспеченных семей.

Я, как и все, знаю ровно столько, сколько опубликовано в интернете:

- в этом году в 3"А" класс школы №67 пришла проблемная девочка (конфликтовала с одноклассниками, публично оскорбляла других, даже била, демонстративно не подчинялась требованиям учителей);
- родители жаловались на нее директору школы, требовали принять меры (есть фото письменного заявления от 21 января 2019 г.);
- отец девочки в феврале приходил на беседу с директором, они пытались договориться о мерах разрешения ситуации;
- администрация школы готовила документы для направления ребенка на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию) из-за неадекватного (агрессивного, неконтролируемого) поведения в классе;
- конфликт между детьми существовал с начала года и обострился 26 февраля в момент, когда учитель отошла на перемене к завучу.

Как водится, на месте происшествия отметились все службы от Следственного Комитета до городской психологической. Омбудсмены, политики, психологи, администрация школы, общественные деятели - все высказались по поводу. Мнения стандартные:

  • они же дети, поэтому не виноваты в произошедшем, виноваты взрослые, которые оставили их без присмотра (учитель) - мнение Бориса Грачевского, директора "Ералаша";
  • дети в том возрасте (10 лет), когда мы еще не можем их наказывать, поэтому надо наказать учительницу ("просто выговором она не отделается") - мнение директора школы;
  • девочка, терроризировавшая одноклассниц и спровоцировавшая драку невиновата, потому что может она больная, а может просто плохо воспитана - мнение психолога Ирины Первушиной;
  • дети не виноваты (виновато все общество), потому что они всего лишь отражают то, что делают взрослые - мнение Евгения Ямбурга, доктора педагогических наук.
Image by Free-Photos on Pixabay
Image by Free-Photos on Pixabay

Заметьте, что в этой схеме ни разу не фигурируют по-настоящему ответственные лица - мама с папой.

Если про папу проблемной девочки один раз упоминается в связи с его посещением директора, то о маме не сказано ни слова. А ведь в первую очередь именно родители несут ответственность за поведение своего ребенка среди людей!

Следующая фигура в списке ответственных лиц - Директор школы.

Именно он должен защищать школу как систему и отвечать головой за все, что в ней происходит. Но он демонстративно обвиняет учителя, снимая тем самым с себя ответственность, стремясь сохранить за собой директорское кресло. Своими комментариями он демонстрирует, как легко выкинет еще один "винтик" из системы - учительницу начальной школы, потому что видит проблему в "винтике", а не в своем руководстве.

За Директором, согласно принятой иерархии идут Завучи.

И в первую очередь Завуч начальной школы, которая должна была бы держать под контролем ситуацию в этом классе. Ведь задача завучей, кураторов параллелей (в некоторых школах есть и такие), быть медиаторами между учителями, родителями и детьми.

Наконец, самое низовое звено, но, как ни парадоксально, самое ответственное - Учитель.

Да, учитель этого класса, так же как и все остальные перечисленные (от родителей до школьного психолога), не справилась с ситуацией. Причин тому может быть несколько, но нам не ведомы они.
И это странно! Прошло два дня, а мы так ничего и не узнали об этой учительнице: никто не взял у нее интервью, никто не рассказал о ней как о человеке и педагоге; никто не задал ей вопросов о том, что она делала или не делала для решения проблемы.
Человека, который, по всей видимости, в одиночку будет нести ответственность за произошедшее словно и не существует вовсе.

*****

Проведя такой нехитрый анализ мы приходим к выводу, что главным в школе является ни директор, ни завуч, ни любой другой административный работник, НИ РОДИТЕЛИ и НИ РЕБЕНОК, главным человеком в школе был, есть и будет УЧИТЕЛЬ - человек, на которого возложено больше всего ответственности.

Однако до тех пор, пока учитель будет оставаться бесправным в классе и вместо преподавания думать лишь о том, кто из родителей сегодня придет орать на него матом, перед кем из родителей завтра придется оправдываться за выставленную тройку... кто из детей отфотошопит его изображение, превратив в оскорбительный мем, кто своим поведением будет провоцировать на крик, чтобы записать на телефон и выложить в сеть - до тех пор основная масса учителей в школах будет заниматься не обучением и воспитанием, а "выпасом" детей в зоне видимости, боясь отлучиться даже в туалет.

И сколько еще должно произойти провокаций, избиений, поножовщин, стрельбы, до тех пор пока общество не очнется от дурного сна детско-родительской вседозволенности и абсолютной бесправности учителей и школы как института?

Может быть уже пора ввести ответственность детей и родителей за поведение в школе?
За ругань матом, за провокации, за неподчинение требованиям учителя в классе, за порчу школьного имущества, за драки, за систематическое нарушение дисциплины необходимо отстранять от занятий на 3, 5, 10 дней - так, как это делается в европейских и американских школах, принудительно отправлять ребенка и родителей к специалистам для коррекции поведения.
Сами же правила поведения учеников должны быть едины для всех школ страны, как и воспитательные меры, применяемые к нарушителям этих правил.
Школа должна стать оплотом безопасности! Но этого нельзя достичь, посадив на входе охранника, потому что опасность не снаружи, а внутри - ее несут в себе плохо воспитанные, развращенные вседозволенностью и безнаказанностью дети.

Министры-затейники с инициативой: "Культурные компоненты для школьников"
Как я собиралась стать учителем начальных классов, но так и не стала

Каждый читатель имеет право быть несогласным с мнением автора.

Подписывайтесь на мой канал Оля Тихонова в Дзене Спасибо!