ОЛИМПОКС
2693 subscribers

Лифты: кто будет их контролировать?

<100 full reads
126 story viewsUnique page visitors
<100 read the story to the endThat's 23% of the total page views
6 minutes — average reading time

С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон ‎от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле ‎в Российской Федерации"» (далее – Федеральный закон № 170-ФЗ). С этой даты исключена правовая возможность для осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в отношении опасных технических устройств зданий и сооружений (далее – ОТУ ЗиС) без законодательного отнесения их требований к предмету какого-либо вида государственного контроля (надзора) (статья 57 Федерального закона № 170-ФЗ).

При этом на сайте gosnadzor.ru сообщается, что общий износ лифтов, из которых более 27 % отработали назначенный срок службы, а также исключение лифтов из категории ОПО (с 15.03.2013) и отсутствие на данный момент федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743 (далее – Правила), исключает возможность проверки соблюдения требований указанных Правил в отношении организаций, осуществляющих деятельность по их техническому обслуживанию, что напрямую сказывается на уровне безопасности при их эксплуатации.

Лифты: кто будет их контролировать?

Стоит разобраться, кто будет осуществлять государственный контроль за ними, какими в связи с этим дополнительными полномочиями планируется наделить Президента Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, а также как планируется актуализировать порядок организации безопасного использования и содержания ОТУ ЗиС.

Планируемые изменения российского законодательства

Во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ‎М. Ш. Хуснуллина от 27.07.2021 № МХ-П16-10187 Ростехнадзором подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий ‎и сооружений» (далее соответственно – Законопроект, Федеральный закон) (ID проекта 02/04/10-21/00121775).

Законопроект предполагает внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГК РФ), а также в следующие федеральные законы:

  • от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 191-ФЗ);
  • от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
  • от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – Закон № 225-ФЗ).

Изменяется наименование главы 6.2 «Эксплуатация зданий, сооружений, опасных технических устройств зданий и сооружений» ГК РФ. Она дополняется новыми статьями 55.24-1 «Использование и содержание опасных технических устройств зданий и сооружений» и 55.24-2 «Федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений».

В ГК РФ вводится новое понятие: «опасные технические устройства зданий и сооружений». К ним отнесены: лифт, подъемная платформа для инвалидов, пассажирский конвейер (движущаяся пешеходная дорожка), эскалатор (вне метрополитенов). Соответствующие изменения предлагается внести в Закон № 225-ФЗ. К опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, отнесены ОТУ ЗиС (как видим, в новой редакции пункта 4 статьи 5 Закона № 225-ФЗ использована терминология предлагаемого нового понятия ГК РФ). Отнесение указанных технических устройств к «опасным техническим устройствам» понятно, так как, к примеру, в 2020 году при эксплуатации лифтов на территории Российской Федерации произошло 5 аварий, в результате которых 2 пассажира погибли, 3 человека, в том числе 1 работник организации, связанной с обслуживанием лифтов, получили травмы различной степени тяжести.

Актуализация порядка использования и содержания ОТУ ЗиС

Новая статья 55.24-1 предполагает, что использование и содержание ОТУ ЗиС должны осуществляться в соответствии с положениями технических регламентов, устанавливающих требования к соответствующим ОТУ ЗиС.

Сейчас требования к изготовлению (конструкции), формам и периодичности проведения оценки соответствия лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, установлены Техническими регламентами Таможенного союза:

  • ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» в отношении лифтов;
  • ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» в отношении платформ подъемных для инвалидов, пассажирских конвейеров и эскалаторов вне метрополитенов.

Техническими регламентами при этом не установлены конкретные требования ‎к организации безопасной эксплуатации указанных устройств, как и к квалификации работников. Такие требования к безопасной эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, сейчас, установлены Правилами (включены в перечень нормативных правовых актов П-01-01-2021, утвержденный приказом Ростехнадзора от 02.07.2021 № 50). Однако отсутствие на данный момент федерального органа исполнительной власти (далее – ФОИВ), уполномоченного на осуществление контроля (надзора) за соблюдением требований Правил, исключает возможность проверки соблюдения требований Правил в отношении организаций, осуществляющих деятельность по техническому обслуживанию указанных выше технических устройств.

Упомянутой новой статьей предусмотрено, что порядок организации безопасного использования и содержания ОТУ ЗиС устанавливается ФОИВ, уполномоченным Правительством Российской Федерации. То есть подразумевается, что новый порядок будет принимать уже не Правительство Российской Федерации, а ФОИВ. Поэтому Законопроектом исключается требование части 10 статьи 55.24 ГК РФ, наделяющее Правительство Российской Федерации компетенцией устанавливать такой порядок.

Лифты: кто будет их контролировать?

Новой статьей предусмотрено также, что в соответствии со своей компетенцией ФОИВ, осуществляющими федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания ОТУ ЗиС (далее – Уполномоченные по контролю (надзору) органы), будет приниматься решение об вводе ОТУ ЗиС в эксплуатацию после их монтажа, связанного с заменой или установкой во введенном в эксплуатацию здании или сооружении, а также после их модернизации. При этом решение о вводе ОТУ ЗиС в эксплуатацию в составе объектов капитального строительства, вводимых в эксплуатацию в порядке, предусмотренном ГК РФ, будет приниматься владельцами ОТУ ЗиС.

Законопроектом предусмотрено, что учет введенных в эксплуатацию ОТУ ЗиС, снятие их с учета и изменение учетных сведений, планируется осуществлять в порядке, установленном ФОИВ, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Новый вид федерального государственного контроля (надзора) и государственный контроль (надзор)

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований Технических регламентов Таможенного Союза проводится в порядке, установленном законодательством государств-членов ЕАЭС (часть 4 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014)). Как уже отмечалось, с 1 июля 2021 года исключена правовая возможность для осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов в отношении ОТУ ЗиС.

При этом ОТУ ЗиС исключены из числа технических устройств, эксплуатация которых является основанием для их отнесения к категории опасных производственных объектов (подпункт «б» пункта 14 статьи 1 Федерального закона от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" <…>»), то есть на ОТУ ЗиС не распространяются требования промышленной безопасности. Поэтому законные основания для осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования ‎и содержания ОТУ ЗиС в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности отсутствуют.

Статья 55.24 действующего ГК РФ, наделяющая Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению обязательных требований в области организации безопасного использования и содержания ОТУ ЗиС, в настоящее время не предусматривает полномочий по определению ФОИВ, осуществляющих контроль (надзор) за соблюдением данных требований, что в свою очередь не позволяет обеспечить возможность осуществления указанного контроля (надзора)..

То есть вид государственного контроля (надзора), при осуществлении которого выявляются нарушения требований к организации безопасного использования и содержания ОТУ ЗиС, до настоящего времени не определен, в связи с чем в соответствии с положениями Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ) соблюдение обязательных требований к безопасной эксплуатации ОТУ ЗиС не проверяется, хотя за нарушение требований Правил установлена административная ответственность (статья 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Также определены ФОИВ, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с их нарушением. Так, к примеру, за нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, предусматривается наложение административного штрафа: на должностных лиц – в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей; на юридических лиц – от 20 тысяч до 40 тысяч рублей.

Подготовленный Ростехнадзором Законопроект направлен на устранение упомянутого законодательного пробела. Законопроектом предусмотрено, что федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания ОТУ ЗиС осуществляется ФОИВ, уполномоченными Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, если иное не установлено Федеральным законом о введении в действие ГК РФ. Очевидно, такое разделение связано с тем, что ОТУ ЗиС эксплуатируются также на объектах (в организациях), подведомственных ФОИВ «силового блока» (в сфере обороны, обеспечения безопасности, государственной охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации, исполнения наказаний). На таких объектах упомянутый контроль (надзор) осуществляется подразделениями этих ФОИВ.

Помимо федерального государственного контроля (надзора), в Законопроект включены положения, предусматривающие внесение изменений ‎в Закон № 191-ФЗ, направленные на наделение Правительства Москвы полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в области безопасного использования ‎и содержания ОТУ ЗиС‎, применяемых в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы.

Предусмотрено также разделение в части организации и осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания ОТУ ЗиС. В одном случае они регулируются Федеральным законом № 248-ФЗ, но в отношении объектов (организаций), подведомственных ФОИВ «силового блока», они регулируются нормативными правовыми актами (далее – НПА) соответствующих ФОИВ, принимаемыми по согласованию с уполномоченным на осуществление данного вида контроля (надзора) Правительством Российской Федерации ФОИВ (некоторые положения Законопроекта для них также не применяются).

Предполагается, что предметом федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания ОТУ ЗиС является соблюдение:

  • юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований к организации безопасного использования и содержания ОТУ ЗиС, установленных в ГК РФ, а также обязательных требований, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ (подразумевается обязательное страхование);
  • изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом обязательных требований, установленных техническими регламентами, предъявляемых к ОТУ ЗиС.

Законопроектом предусмотрено, что положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного использования и содержания ОТУ ЗиС утверждается Правительством Российской Федерации. В нем среди прочего указываются наименование и структурные элементы технического регламента и (или) обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу технических регламентов в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания ОТУ ЗиС, а также видов продукции, являющихся объектами указанного федерального государственного контроля (надзора).

Лифты: кто будет их контролировать?

Важно отметить, что при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания ОТУ ЗиС плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся. Проводятся профилактические мероприятия в форме информирования, обобщения правоприменительной практики и объявления предостережений.

Также предусмотрено, что при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) результаты деятельности саморегулируемой организации (далее – СРО) с добровольным членством по осуществлению контроля за предпринимательской или профессиональной деятельностью своих членов при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию ОТУ ЗиС могут быть признаны Уполномоченными по контролю (надзору) органами, осуществляющими (организующими) в отношении членов СРО федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания ОТУ ЗиС, на основании соглашения о признании результатов такой деятельности СРО, заключаемого СРО с контрольным (надзорным) органом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ожидаемые подзаконные акты

Предполагается, что Федеральный закон вступит в силу с 1 марта 2023 года. Цель – обеспечение подготовки и принятия необходимого пакета подзаконных актов ‎и его соответствия положениям Федерального закона № 248-ФЗ.

В течение полугода со дня внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации Законопроекта следует ожидать подготовки следующих НПА Правительства Российской Федерации и ФОИВ:

  1. Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений». Предполагает установление требований к организации и осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания ОТУ ЗиС в соответствии с положениями Федерального закона № 248-ФЗ и определение контрольных (надзорных) органов, уполномоченных на его осуществление.
  2. НПА Ростехнадзора «Об утверждении Порядка организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах». Подразумевает актуализацию требований к организации безопасного использования и содержания ОТУ ЗиС, определение комплекса мер по обеспечению безопасной их эксплуатации, и лиц ответственных за их реализацию, установление порядка ввода их в эксплуатацию, а также их учета.
  3. НПА Ростехнадзора и ведомственные НПА «силового блока» (Минобороны России, ФСБ России, ФСО России, ФСИН России, СВР России, ГУСП):
  • «Об утверждении перечней индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений». Предполагают установление перечней индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания ОТУ ЗиС в соответствии с положениями статьи 23 Федерального закона № 248-ФЗ и определение параметров объекта контроля, отклонение от которых будет свидетельствовать о высокой степени риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
  • «Об утверждении перечней индикативных показателей, применяемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания опасных технических устройств зданий и сооружений». Предусматривают установление перечней индикативных показателей, применяемых при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания ОТУ ЗиС в соответствии с положениями части 3 статьи 30 Федерального закона № 248-ФЗ, и определение ключевых показателей федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания ОТУ ЗиС.

Помимо необходимых для реализации Федерального закона подзаконных актов, на сайте regulation.gov.ru уже размещен проект приказа Ростехнадзора, предполагающего отмену Административного регламента по исполнению Ростехнадзором государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов», утвержденного приказом Ростехнадзора от 19.12.2013 № 631. Он подготовлен, так как с 1 июля 2021 года некоторые виды государственного контроля (надзора), осуществление которых отнесено к компетенции Ростехнадзора, подлежат осуществлению в соответствии с положениями Федерального закона № 248-ФЗ, которыми разработка ‎и наличие административных регламентов по осуществлению государственного контроля (надзора) не предусмотрены.

Также напомним, что в связи с вступлением в силу Федерального закона № 170-ФЗ Ростехнадзором на сайте gosnadzor.ru даны разъяснения вопросов о реализации территориальными органами Ростехнадзора полномочий по проведению контрольных (надзорных) мероприятий в отношении организаций, эксплуатирующих лифты, подъемные платформы для инвалидов, пассажирские конвейеры и эскалаторы, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее – Объекты).

Лифты: кто будет их контролировать?

За ведомством сохраняются следующие полномочия:

  • оказание государственной услуги по вводу Объектов в эксплуатацию после осуществления их монтажа в связи с заменой или модернизацией в рамках Административного регламента, утвержденного приказом Ростехнадзора от 27.11.2019 № 454;
  • ведение реестра Объектов и по приему и учету уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту.

В заключение следует напомнить, что с 1 января 2022 года начнут действовать ГОСТ 34756-2021 «Лифты. Основные параметры и размеры. Часть 1. Лифты для транспортирования людей или людей и грузов» и ГОСТ 34758-2021 «Лифты. Определение числа, параметров и размеров лифтов для зданий различного назначения», а с 1 июня 2022 года начнут действовать:

  • ГОСТ 33605-2021 «Лифты. Термины и определения», утвержденный приказом Росстандарта от 08.09.2021 № 928-ст. Он устанавливает основные термины и определения в отношении лифтов и лифтового оборудования. Термины, установленные стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в отношении лифтов, входящих в сферу действия работ по стандартизации и/или использующих результаты этих работ.
  • ГОСТ 28911-2021 «Лифты. Устройства управления, сигнализации и дополнительное оборудование», утвержденный приказом Росстандарта от 08.09.2021 № 927-ст. Он устанавливает требования к устройствам управления, сигнализации и дополнительному оборудованию новых лифтов, учитывающим вид систем управления, условия использования и назначения лифтов. Стандарт распространяется на устройства управления и сигнализации лифтов, предназначенных для транспортирования людей, или людей и грузов, или грузов, в том числе лифтов, обеспечивающих доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения, лифтов для лечебно-профилактических учреждений. Стандарт может быть использован в качестве базы при модернизации находящихся в эксплуатации лифтов. Стандарт не устанавливает требований к устройствам управления голосом и экранам с сенсорным управлением; любые устройства для повышения провозной способности лифтов с автоматическими дверями (регулирование временных задержек, кнопки закрывания дверей, оптические средства контроля дверного проема и т. д.); дополнительным устройствам, которые изготовитель может ввести для улучшения обслуживания пассажиров с групповым управлением лифтами (например, сигналы «следующая кабина», «не стойте в дверном проеме»).

По традиции следим за ходом принятия нового федерального закона и соответствующих подзаконных актов.

#промышленная безопасность #лифты #опасные технические устройства #олимпокс #контроль

Спасибо, что дочитали статью до конца. Не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал.

Присоединяйтесь к нам на наших страницах в соцсетях ВК, FB, ОК и Instagram.

Другие статьи на нашем канале: