Курский вокзал раньше был красивым?!

43k full reads
49k story viewsUnique page visitors
43k read the story to the endThat's 88% of the total page views
3 minutes — average reading time

Привет, друзья! С вами снова Илья - один из создателей блога про историю Москвы. Если вам интересно читать то, что я пишу здесь, то обязательно подпишитесь на Instagram. Там информации еще больше:)

Сегодня Курский вокзал так себе местечко...По личным наблюдениям, находится здесь очень неприятно. Хотя сейчас стало немного лучше, чем 20 лет назад. Но до сих пор тут полно специфической публики, которая обитает около станции из бетона и стекла. Но всегда ли здесь было так? Давайте узнаем:)

Современный Курский вокзал.
Современный Курский вокзал.
Современный Курский вокзал.

Где появился вокзал?

Первое деревянное здание построили еще в 1866 году примерно там же, где оно стоит сейчас.

Курский вокзал, построенный в 1866 году.
Курский вокзал, построенный в 1866 году.
Курский вокзал, построенный в 1866 году.

А вот историки часто путают его с другим вокзалом - Нижегородским. Он находился за Камер-Коллежским валом в районе современной Рогожской заставы. Многие пишут, что это и был тот самый Курский вокзал, который потом просто перенесли поближе к центру...Даже сайт РЖД такую информацию. Но это неправда.  

Место расположения Нижегородского вокзала.
Место расположения Нижегородского вокзала.
Место расположения Нижегородского вокзала.

На самом деле, это были два разных вокзала, которые принадлежали разным железным дорогам. Московско-Курской и Московско-Нижегородской. Лишь намного позже две пассажирские станции объединили. Товарная станция функционировала здесь до 1950-х. Даже фотографии есть.

Курский вокзал раньше был красивым?!

Итак, Курский вокзал, как мы выяснили, был на том же месте, где и сейчас. И построили его из дерева. Кстати, такая конструкция была временной. скоре её планировали заменить. Однако деревянное здание простояло аж до 1896. То есть 30 лет...

Каким был Курский вокзал?

Проект здания подготовил архитектор Николай Орлов. Вокзал был удобным и просторным. В основных залах были стеклянные фонари, которые давали много света. Над входом расположились две изящные башенки. Внутри территория вокзала была поделена на пространства для пассажиров 1, 2 и 3 классов. 

Здание Курского вокзала 1896 года.
Здание Курского вокзала 1896 года.
Здание Курского вокзала 1896 года.

Также, позади вокзала, построили три железнодорожные платформы под металлическими навесами. А перед вокзалом появилась огромная площадь со сквером по середине. Если посмотреть на фотографии, то вокзал был на тот момент одним из самых красивых в Москве. Для пассажиров станция открылась 26 мая 1896 года.

Платформы Курского вокзала.
Платформы Курского вокзала.
Платформы Курского вокзала.

Первая реконструкция.

Таким здание оставалось до 1938, когда его реконструировали в первый раз. Правда общий вид вокзала тогда почти не изменился. А мог бы. Уже в то время предлагались многочисленные проекты. Станцию хотели снести до основания и возвести абсолютно новый вокзал. Предлагался, например, такой проект:

Курский вокзал раньше был красивым?!
Курский вокзал раньше был красивым?!

Это творение архитектора Игоря Явейна вообще опередило время. Проект предусматривал, что станция станет огромным пересадочным узлом (модный нынче термин) аж для 7 (семи!) видов транспорта. Причем ориентироваться пассажиры должны были легко и непринуждённо. 

Предлагался и другой вариант от Ивана Фомина и Георгия Волошинова:

Курский вокзал раньше был красивым?!

Интересно, что именно Волошинов в последствие придумает спрятать здание вокзала за "потрясающей" стеклянной конструкцией.

Куда делся вокзал?

В 1972 старое здание все-таки не устояло под полетом мысли советских архитекторов. Станция получила стеклянный фасад с жутким бетонным навесом.

Реконструкция Курского вокзала, 1970-е.
Реконструкция Курского вокзала, 1970-е.
Реконструкция Курского вокзала, 1970-е.

Кстати, в то время реконструкцию восприняли восторженно. Как писали многие газеты, вокзал "обрел вторую молодость", а старые и ненужные детали декора убрали с глаз долой. А теперь все монументально и красиво. 

Курский вокзал раньше был красивым?!

Правда через 25 лет мнение изменилось...Многие считают, что с вокзалом можно было обойтись и более бережно. Тем более, что из-за реконструкции здание не может получить статус памятника архитектуры...

Построенный в нулевых торговых центр "Атриум" завершил придание ужасного облика этому месту. Хотя привокзальной площади и сквера здесь уже тогда не было.

Площадь со сквером перед старым зданием Курского вокзала.
Площадь со сквером перед старым зданием Курского вокзала.
Площадь со сквером перед старым зданием Курского вокзала.

Ну а что же стало с историческим зданием? Оно, как ни странно сохранилось. Если вы пройдете через этот жуткий огромный накопитель в залы ожидания, то увидите непривычные исторические интерьеры...

Курский вокзал раньше был красивым?!

Это и есть старый Курский вокзал. Просто первоначальное здание встроили в новое. Кстати, с некоторых платформ даже можно увидеть фасад...

Курский вокзал раньше был красивым?!

На этом все! Если вам было интересно, то не забудьте подписаться на мой блог! удачи!