Откуда взялось Бульварное кольцо в Москве?

10 May 2019

Привет, друзья! С вами снова Илья - один из создателей блога про историю Москвы. Если вам интересно читать то, что я пишу здесь, то обязательно подпишитесь на Instagram. Там информации еще больше:)

Бульварное кольцо – это живописные улицы с красивыми деревьями в центре столицы. Но как появилось первое московское кольцо? И почему его называют кольцом, если это не так? На эти и другие вопросы ответы узнаете сегодня.

Загородье.

Изначально эта местность была окраиной. В основном здесь располагались новые земли. Их в 16 веке называли Загородье или Большой Посад. Территории надо было как-то защищать от набегов врагов. Поэтому примерно по линии современного Бульварного кольца засыпали земляной вал.

Там, где через него проходили улицы, начинавшиеся от Кремля, установили ворота. Их делали их брёвен и укрепляли землей и дёрном. Но всё равно, со своей задачей укрепления справлялись плохо. Поэтому в 1586 году сын Ивана Грозного Фёдор приказал возвести каменные стены. Которые получили название «Белый город». Так как на территории, которую они огородили, стояли боярские владения, освобожденные от земельных налогов, то есть «белые земли».

Стены Белого города в 17 веке.
Стены Белого города в 17 веке.

Защищать больше не нужно.

Однако уже к середине 18 века стены Белого города потеряли свое оборонительное значение. Во-первых, они уже отстали от уровня военной техники того времени. Во-вторых, границы Москвы расширились. Город стал занимать территорию до Земляного вала. Он проходил примерно по границе современного Садового кольца.

Стена Белого города в районе современной Трубной площади, 18 век.
Стена Белого города в районе современной Трубной площади, 18 век.

Из-за этого стены Белого города пришли в запустение, стали ветхими и вообще начали разваливаться. У подножия некогда оборонительного сооружения появились всякие строения и огороды. Из-за этого здесь часто стали случаться пожары. Поэтому в июне 1744 создали Каменный приказ. Который должен был стены разобрать, почву под ними выровнять щебнем и высадить деревья.

Как появились бульвары?

Конструкции снесли достаточно быстро. Однако с обустройством территории не спешили. Причины такой медлительности неизвестны. Но первый бульвар – современный Тверской – появился здесь лишь в 1796 году. Кстати, тогда и стали употреблять в России такое слово «бульвар». Остальные территории тоже благоустраивались, но очень не быстро.

Тверской бульвар в первой половине 19 века.
Тверской бульвар в первой половине 19 века.

А из-за Отечественной Войны 1812 года то, что уже было, пришло в упадок. Например, почти все деревья на Тверском бульваре французы вырубили на дрова. Да и в принципе не церемонились с остальным декором улиц. Поэтому по-настоящему Бульварное кольцо сложилось только тогда, когда местность стали восстанавливать после победы над французами.

Так вели себя французы в Москве. На месте Тверского бульвара тоже.
Так вели себя французы в Москве. На месте Тверского бульвара тоже.

Здесь стали строить дома дворяне и высокопоставленные люди. Аллеи засадили красивыми деревьями. А москвичи полюбили Бульварное кольцо, и устраивали по нему прогулки. Но не все части кольца были так безопасны. Например, современный Страстной бульвар не пользовался популярностью.

Страстной бульвар в 19 веке. Тогда он еще назывался Нарышкинский.
Страстной бульвар в 19 веке. Тогда он еще назывался Нарышкинский.

Днем здесь торговали сеном. А ночью – промышляли разбойники. Существуют легенды, что прогуливаться с наступлением темноты по Страстному было настолько опасно, что некоторые ходили там ночью на спор.

Почему кольцо, если это не кольцо?

Кольцом «Бульварное» можно называть лишь условно. Оно не замкнутое. Скорее всего, такое наименование просто красиво звучит. Но бульвары складываются в нечто, похожее на подкову.

Схема Бульварного кольца.
Схема Бульварного кольца.

На западе "Бульварное" заканчивается у площади Пречистенских ворот, на востоке – у Большого Устьинского моста. Кстати, во времена СССР, по Генплану Москвы 1935, предполагалось кольцо замкнуть.

Замкнутое Бульварное кольцо по Генплану 1935 года.
Замкнутое Бульварное кольцо по Генплану 1935 года.

Для этого его планировали продлить в Замоскворечье и уже там соединить. По следующему маршруту. Новокузнецкая улица, Пятницкая, Толмачевские переулки, улицы Большая Полянка и Якиманка, Болотная площадь. Кстати, Толмачевские и Лаврушинский переулки хотели попутно превратить в 70-метровые автомагистрали. Что бы стало после такой реконструкции с Третьяковской галереей, сказать трудно. Реализовать планы помешала Великая Отечественная война.

Современность.

В 1947 году, в честь 800-летия Москвы, Бульварное кольцо реконструировали. Высадили тысячи деревьев и кустарников. Заменили сетчатую решетку на красивые чугунные ограды. А еще – установили новые деревянные лавочки и клумбы.

Яузский бульвар после реконструкции 1940-х.
Яузский бульвар после реконструкции 1940-х.

Сейчас Бульварное кольцо – это 10 бульваров и 13 площадей. Многие из них использовались режиссерами для съемок кинофильмов. Например, «Холодное лето 1953», «Брат-2», «Москва слезам не верит» и многих других.

Кадры из фильма "Холодное лето 1953" на Яузском бульваре.
Кадры из фильма "Холодное лето 1953" на Яузском бульваре.
Кадры из фильма "Брат-2" на Покровской и Яузском бульварах.
Кадры из фильма "Брат-2" на Покровской и Яузском бульварах.
Кадры из фильма "Москва слезам не верит" на Гоголевском бульваре.
Кадры из фильма "Москва слезам не верит" на Гоголевском бульваре.

Кстати, самый короткий бульвар Сретенский – всего 214 метров. А самый длинный – Тверской – 875 метров. По Бульварному же кольцу проходят единственные трамвайные рельсы в пределах Садового кольца.