Рабочий и колхозница должны были быть голыми?!

Привет, друзья! С вами снова Илья - один из создателей блога про историю Москвы в Если вам интересно читать то, что я пишу здесь, то обязательно подпишитесь на Instagram. Там информации еще больше:)

Монументальная скульптура Веры Мухиной сегодня - одно из главных украшений ВДНХ. Но как и для его её придумали? Давайте узнаем:)

Для чего была нужна скульптура?

В 1936 СССР готовился участвовать во Всемирной выставке искусств и техники в Париже 1937. Как ни крути, а удивить всех хотелось. Нужно было спроектировать павильон советской делегации. Да такой, чтобы все ахнули. Как обычно, короче...Конкурс выиграла группа архитектора Бориса Иофана. Он обратил на себя внимание еще при проектировании Дворца Советов, который в итоге построить не удалось. Так вот, Иофан предложил такую конструкцию, чтобы при взгляде на нее ни у кого и сомнений не осталось: это павильон СССР.

Проект Б.М. Иофана.
Проект Б.М. Иофана.

Поэтому архитектор предложил проект в виде трамплина. Смысл был простой и правильный для того времени: движение вверх и энтузиазм первого в мире советского государства. Чтобы композиция была завершенной, решили украсить её скульптурой...Только вот какой?

Почему именно Вера Мухина?

Она входила в группу Иофана. И он предложил ей поучаствовать в конкурсе на создание скульптуры. К слову, сам проект Вере Игнатьевне не нравился. Там что-то было с конструкцией и композицией...Для понимания это сложно, да и не нужно, наверное.

Б.М. Иофан и В.И. Мухина.
Б.М. Иофан и В.И. Мухина.

Кстати, Иофан тоже был от Мухиной в восторге. Он был практически уверен, что она с заданием не справится. Потому, что, как он говорил, скорее склонна к созданию более лирических вещей...И больше возлагал надежды на проект другого скульптора - Ивана Шадра. Но тот сильно увлекся, и его скульптура не сочеталась с павильоном.

А вот Вера Мухина такой ошибки не допустила. Её главной задачей было, что скульптура не давила на зрителя своей монументальностью, а придавала павильону еще большее ощущение движения вверх. Поэтому в итоговой версии скульптура состояла из двух человек.

Рабочий и колхозница должны были быть голыми?

Это правда. В первоначальных проектах рабочий должен был быть без одежды...В духе греческих произведений искусства, так сказать. Но, конечно, чиновники такого в советском государстве допустить не могли:) Они приказали скульптуры одеть. Так появились комбинезон рабочего и сарафан колхозницы. 

Развевающийся "шарф" скульптуры.
Развевающийся "шарф" скульптуры.

Скульптура должна была выглядеть летящей и легкой. Поэтому Вера Мухина придумала развивающийся шарф за фигурами. И, хоть деталь было трудно изготовить, Мухина смогла отстоять её. Согласитесь, без шарфа скульптура выглядела бы совсем по-другому.

Как отреагировал Париж?

Собирали скульптуру сразу на нескольких заводах, потому что нужно было успеть к Выставке в Париже. Работали по 18 часов в сутки. Но все-таки закончили вовремя. После утверждения руководством, Рабочего и колхозницу разрезали на блоки и отправили 28 вагонами в Париж.

Сборка скульптуры "Рабочий и колхозница".
Сборка скульптуры "Рабочий и колхозница".

В столице Франции Советский павильон произвел фурор! Особенно скульптура. На это и был расчет нашей делегации. К сожалению, внутри нам показывать было особо нечего...

Советский павильон на Выставке в Париже 1937.
Советский павильон на Выставке в Париже 1937.
Справа павильон СССР, слева - Германии.
Справа павильон СССР, слева - Германии.

После выставки скульптуру доставили в Москву и установили на ВДНХ на небольшом постаменте. Хотя Вера Мухина была недовольна. По её мнению, Рабочий и колхозница гораздо лучше смотрелись бы на Воробьевых горах...

"Рабочий и колхозница" на ВДНХ.
"Рабочий и колхозница" на ВДНХ.

На этом все на сегодня. Надеюсь, вам было интересно! Если да, то не забудьте подписаться на мой блог! Удачи!