On Final
4377 subscribers

Против всех законов физики на взлете! Новый Ан-188

43k full reads
87k story viewsUnique page visitors
43k read the story to the endThat's 50% of the total page views
3 minutes — average reading time

Недавно на глаза попалась статья о разрабатываемом Украиной совместно с Турцией транспортном самолете Ан-188 - воздушном судне, которое представляет собой ремоторизованный Ан-70. Среди прочего, в статье говорилось об ожидаемых взлетно-посадочных характеристиках на уровне упомянутого Ан-70. Стало очень интересно...

Автор: Vitaly V. Kuzmin - http://vitalykuzmin.net/?q=node/528, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=29470582
Автор: Vitaly V. Kuzmin - http://vitalykuzmin.net/?q=node/528, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=29470582

В летных испытаниях Ан-70 была доказана возможность работы воздушного судна со слабоподготовленных грунтовых площадок длиной 600 метров. При этом, в данных условиях, самолет может взять на борт, минимум, 20 тонн груза.

Такие замечательные взлетно-посадочные характеристики самолета обеспечивались несколькими новейшими достижениями в области самолетостроения.

Первое

Это уникальная силовая установка, производства украинского машиностроительного конструкторского бюро "Прогресс". По сути, силовая установка представляет собой гибрид обычного турбовинтового двигателя и турбореактивного двухконтурного вентиляторного двигателя, внешний контур которого не закапотирован. Такое решение позволяло добиться отличных скоростных характеристик, свойственных турбореактивным самолетам при расходе топлива на уровне турбовинтовых.

Второе и одно из самых важнейших

Винтовентилятор двигателя, разработанный российским производственным объединением ПАО "НПП "Аэросила", расположен впереди двигателя, то есть тяга создается по принципу тянущего винта. Соосные винты винтовентилятора дают высоконапорную струю воздуха, обтекающую верхнюю часть крыла со скоростью, превышающей скорость набегающего потока, что приводит к резкому увеличению коэффициента подъемной силы. Коэффициент подъемной силы достигает уникальных значений 6-7 вместо распространенных для коммерческих самолетов 2-3. Особенно это явление проявляется при полностью выпущенных закрылках. Так же, уменьшению длины пробега Ан-70 способствует посадочный угол выпуска закрылков, равный 60 гр. В процессе захода на посадку, выпущенные на такой угол закрылки создают эффект поворота вектора тяги. При полете с полностью выпущенными закрылками больше половины подъемной силы на крыле возникает за счет силовой обдувки, а меньшая - за счет набегающего потока. Таким образом, Ан-70 может приземляться на полосы длиной 1000 м при полной загрузке и 600 м при загрузке 20 тонн.

Третье по значению, но не по значимости.

Одним из важнейших параметров, влияющих на взлетно-посадочные характеристики самолета, является его тяговооруженность - отношение тяги двигателей к взлетному весу. У современных транспортных самолетов данный параметр находится в пределах 0.3-0.33. Такой диапазон является оптимальным с точки зрения длины разбега и вертикальных скоростей первоначального набора высоты самолетами.

Взлетная мощность двигателя Д-27 составляет 14000 элс, а тяга винтовентилятора СВ-27 достигает 12100 кгс. При максимальном взлетном весе 135 тонн тяговооруженность составляет 0.36. В сочетании с обдувкой крыла силовым потоком воздуха от винта достигаются небольшие скорости отрыва и укороченный разбег.

В общем самолет получился действительно уникальным.

А что же Ан-188

Ан-188 представляет собой Ан-70 с четырьмя турбореактивными двухконтурными двигателями Д-436-148ФМ. Двигатели, которые устанавливали на региональный самолет Ан-148. Единственное отличие - небольшое увеличение взлетной тяги до 7010 кгс.

Установка реактивных двигателей вместо винтовентиляторных лишит самолет силового обдува верхней поверхности крыла и снижению максимального коэффициента подъемной силы. Это приведет к увеличению посадочных скоростей и, соответственно, необходимой длины посадочной площадки.

Тяговооруженность самолета с данными двигателями составит всего 0.2. Даже Ил-86, прославившийся недостатком тяги двигателей НК-86, как шутят пилоты "взлетающий только за счет кривизны земли", и то имеет тяговооруженность на уровне 0.24. С такой тягой Ан-188 будет долго разгоняться до скорости отрыва и медленно наскребать высоту на этапе первоначального набора.

С такими характеристиками не может быть речи о характеристиках Ан-188 соответствующих Ан-70.

Скорее всего, Ан-188 с двигателями Д-436 - это вынужденная мера. Ему бы движки тягой тонн по 14, типа ПД-14 и тогда самолет получится действительно неплохим. Впрочем, как и все Антоновы.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх, подписывайтесь на канал On Final или оставьте комментарий, всегда интересно любое мнение!