On Final
4378 subscribers

Трудный взлет перспективного Ил-112В. А нужны ли такие затраты?

35k full reads
75k story viewUnique page visitors
35k read the story to the endThat's 47% of the total page views
3,5 minutes — average reading time

30 марта 2021 года второй полет совершил новейший Российский перспективный легкий военно-транспортный самолет Ил-112В.

Автор: United Aircraft Corporation (UAC) - https://m.uacrussia.ru/ru/media/, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=94860212
Автор: United Aircraft Corporation (UAC) - https://m.uacrussia.ru/ru/media/, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=94860212

Со дня первого полета прошло ровно два года. А проектировать самолет начали еще в начале 2000 годов. Почему же так долго?

К началу XXI века основной легкий турбовинтовой военно-транспортный самолет Ан-26 уже физически и морально устарел. Российским вооруженным силам требовался новый самолет, способный перевозить все современные легкие виды военной техники, широкую номенклатуру грузов, стандартные авиационные контейнеры и личный состав. Ни у кого не вызывало сомнений, что существующий транспортник необходимо менять.

В 2004 году новый самолет, получивший обозначение Ил-112В, выиграл конкурс, проводимый Министерством Обороны РФ. По контракту, самолет должен был взлететь уже в 2006 году, но по состоянию на 2010 год, первый транспортник еще находился в сборочном цеху.

Ильюшин или Антонов?

И в это же время на арену выходит украинский Ан-140Т, разработанный в начале 90-х, который по характеристикам примерно соответствует Ил-112В. Было принято решение отказаться от разработки Ил-112В в пользу Ан-140Т. Правда из этого ничего не вышло, а события 2014 года поставили крест на производстве украинского самолета на Самарском авиазаводе. Ниша легкого транспортника осталась незаполненной.

Можно было, конечно, без конца продлевать ресурсы оставшимся Ан-26. Самолет надежный и еще полетает, вдобавок запчастей полно и отремонтировать его можно кувалдой и помощью такой-то матери. Не зря самолеты Антонова так популярны в Африке, где обслуживания или нет совсем или осуществляется только силами экипажа. Но Ан-26 уже по 50 лет, сколько они еще пролетают, 2-3 года? Ну 5 максимум.

Или второй вариант. Разрабатывать свое. Вдобавок, события последних лет показали, что России просто необходима собственная современная авиапромышленная отрасль, на "партнеров" надежды уже никакой.

Дорогу перспективному

И в очередной раз военные обратили внимание на российскую разработку.

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

К этому моменту уже поменялись технические требования к самолету. Вся конструкторская документация была в бумажном виде. Необходимо было дорабатывать самолет и переводить документы в цифровую форму.

Работы по самолету велись тяжело. Основная проблема оказалась в том, что из-за всех передряг предыдущих годов на предприятии практически не осталось опытных кадров. Молодежь, после технических вузов, не спешила на работу по специальности из-за низких зарплат, а те кто приходили на завод очень быстро переходили на более высокооплачиваемую работу.

Несмотря на все неурядицы, первый летный экземпляр самолета был готов к концу 2018 года и поднялся в воздух 30 марта 2019 года. Первый полет прошел успешно, но самолет требовал доработок. Из-за ошибок в проектировании самолет оказался тяжелее чем требовалось. На протяжении двух последующих лет конструкцию самолета переработали и второй летный образец уже полностью соответствует техническому заданию. Что и продемонстрировал полет, осуществленный несколько дней назад.

Сравнение с Ан-26

Ил-112 практически полностью повторяет по габаритам Ан-26. Это такой-же небольшой, легкий транспортный самолет. Самолет имеет точно такую-же грузовую кабину, как и Ан-26 - 65 м3, только с другими габаритами. При незначительном уменьшении длины существенно выросли габариты по ширине и высоте. В отличии от Ан-26 новый транспортник может принимать на борт любые автомобили, от УАЗа до ГАЗ-66.

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

Ил-112 может перевозить стандартные авиационные контейнеры на поддонах. Самолет имеет бортовое оборудование для автономной погрузки и разгрузки, что существенно увеличивает возможность эксплуатации на неподготовленных аэродромах. Экипаж новинки состоит из двух пилотов, в отличие от старичка Ан-26, которым управляют 4 человека. Самолет имеет современное пилотажно-навигационное оборудование, а автоматическая система управления позволяет производить посадку при практически полном отсутствии видимости. Современные двигатели ТВ7-117СТ и многолопастные винты создают значительно большую тягу, чем двигатели АИ-24, что позволяет эксплуатировать самолет на совсем уж плохих аэродромах и коротких посадочных площадках.

Заключение

В заключение хочется сказать. Несмотря на все проблемы, новый Ил-112В очень нужный для России самолет. На Ил-112 проходит инженерную практику новое поколение авиаконструкторов, которое будет задавать тон разработкам на многие годы вперед. Потерять школу авиаконструирования легко, построить заново с нуля - практически нереально. И, честно сказать, здесь затраты уже не важны.

В свое время Ан-26 был одним из самых массовых транспортных самолетов СССР. Неприхотливость и надежность - ведущие параметры отечественной школы самолетостроения. Надеюсь новый Ил-112 повторит воздушный путь своего деда Ан-26!

Понравилась статья? Ставьте палец вверх, подписывайтесь на канал On Final или оставьте комментарий, всегда интересно любое мнение!