Все мы знаем сериалы-экранизации, построенные по принципу «одна книга – одна серия». Чехи же пошли дальше и #детективы своего автора Михала Сикоры (не путать с хоккеистом) они экранизируют в формате «одна книга – один мини-сериал». «Дело об экзорцисте» (Pripad pro exorcistu / The Case of the Exorcist)– первый из таких мини-сериалов, снятый в 2015 году Яном Гржейбеком.
На алтаре в сельской церкви находят труп молодой обнаженной женщины. Сам выбор места #преступления, выжженные на теле жертвы три шестерки, наводят следователей на мысли о некоем обряде, практически сразу детективы узнают, что погибшая, Вероника Шатавова, находилась в близких отношениях с пастором церкви Каролем Карасем. Священнослужитель, понимая, что их отношения запретны, в итоге собирался оставить свой сан и жениться на Веронике. Отсюда, помимо версии с ритуальным убийством, появляется второй вариант – #убийство с целью отомстить священнику за непотребное поведение.
Следствием руководит майор Мария Вырова (Клара Мелишкова), которой и предстоит разобраться, кто же совершил убийство. Подозреваемых достаточно: здесь и люди, которым не по нраву молодой пастор из-за своих взглядов и, так сказать, профессиональной деятельности, и те, кому не нравилась погибшая, вроде завистливой соседки или бывшего любовника, да и версию с ритуалами так сразу не стоит сбрасывать со счетов. В поисках убийцы Марии помогают ее напарники – Павел Мраз и Кристина Хорова, а вот непосредственный начальник, полковник Витоуш одновременно и помогает, и мешает. Полковник полон стереотипов насчет разных социальных групп и, например, готов арестовать пастора Карася, потому что он – священник, а все священники совращают маленьких мальчиков или занимаются другими извращениями. Но в ситуациях, когда Витоушу и Выровой делить нечего, они вполне мирно и уважительно друг к другу относятся и не отказывают в помощи и поддержке.
Что примечательно в этом мини-#сериале – в нем нет акцента на личной жизни следователей, не считая редких и не отвлекающих на себя внимание эпизодов с семьей Мраза. К тому же провинциальная Чехия в некоторых моментах явно перекликается с провинциальной Россией, и это дополнительный любопытный факт, который тоже заинтересовывает: что же еще общего и похожего есть. Что примечательно, но не очень понравилось – Вырова хоть и обвиняет своего начальника в предвзятости, но сама тоже этим грешит, и если Витоуш опирается на стереотипы, то Мария порой руководствуется симпатиями/антипатиями.
Развязка детектива получилась немного неоднозначной в плане организации преступления (как бы так сказать, чтобы не наспойлерить))) ), но это вполне компенсируется большим числом подозреваемых, которые действительно выглядят подозрительно, и ходом расследования, когда сыщики шаг за шагом двигаются к правде, кропотливо выясняя обстоятельства и отказываясь от ложных путей, и ни с кем из них не случается озарения насчет личности убийцы.
Еще о детективных мини-сериалах: