Газ, мирный атом и водка: кто больше тратит на лоббизм в ЕС

17 September 2018

Лидерами по расходам на продвижение своих интересов в Евросоюзе стали «Газпром» и Институт ядерных исследований из Дубны

«Газпром» потратил на лоббирование своих интересов в верховных органах Евросоюза — Еврокомиссии и Европарламенте — от €900 до €999 тысяч в 2017 году, следует из данных лоббистского реестра ЕС Transparency Register. Это больше, чем любая другая российская коммерческая компания, следует из данных, изученных «Открытыми медиа».

Расходы на лоббизм зарегистрированных в ЕС дочерний компаний газового концерна в этих данных не учтены. Например, швейцарский оператор газопровода «Северный поток-2» — компания Nord Stream 2 AG — отчитывается о тратах самостоятельно, не указывая о своей связи с Россией. В 2017 году его расходы в Евросоюзе оставили от €500 до €599 тысяч.

Требования к лоббистам по раскрытию информации в Евросоюзе гораздо менее жесткие, чем у американских коллег. Публикация в Transparency Register является добровольной. Кроме того, раскрытие позволяет указывать не точную сумму затрат, а приблизительный порядок, и не приводить никаких подробностей. В Евросоюзе обсуждают идею сделать раскрытие информации о контактах и расходах лоббистов обязательным.

Всего в ЕС Transparency Register находятся 13 организаций, которые либо зарегистрированы в России, либо заинтересованы в развитии отношений между ней и Евросоюзом и намерены лоббировать свои интересы в Европарламенте и Еврокомиссии.

На втором месте среди российских компаний по расходам на лоббистов в ЕС оказался «Лукойл»: компания потратила за 2017 год от €400 до €499 тысяч. На третьем — бельгийское представительство «Интер РАО» с расходами в €200−299 тысяч. В пресс-службе «Интер РАО» объяснили расходы на лоббизм в Евросоюзе «исключительно затратами компании на содержание представительства в Бельгии». Под расходами имеется в виду зарплата сотрудников, расходы по аренде и содержанию офиса, транспортные расходы, налоговые платежи, расходы по составлению отчётности в соответствии с законодательством Бельгии, расходы на участие в форумах и конференциях. Других расходов не было, подчеркнул представитель компании.

На четвертом месте по уровню расходов, по видимому, должна быть компания «Лаборатория Касперского». Она пока опубликовала расходы на продвижение своих интересов в ЕС только за 2016 год. Тогда они составили €200−299 тысяч. Диапазон трат остался стабильным и в следующие годы, сообщил «Открытым медиа» через пресс-службу вице-президент компании Антон Шингарев. По его словам, эти расходов есть польза. «Регулирование в сфере информационной безопасности динамично развивается как в Евросоюзе, так и в других странах, и „Лаборатория Касперского“ активно участвует в экспертных обсуждениях различных аспектов в этой области. Мы считаем траты, связанные с участием в таком диалоге, необходимыми и оправданными», — сказал он.

Следом по размеру расходов в ЕС идут консалтинговое агентство «Румянцев и партнеры», потратившее в 2017 году не мене €100, но не более €200 тысяч, производитель удобрений «ФосАгро» с расходами на уровне €50−99 тысяч и группа компаний «АКИГ» с расходами в €25 тысяч. Структура «Росатома» — «Атомэнергопромсбыт» — за 2017 год потратила на лоббирование менее €9,9 тыс.

Ядерные исследования, водка и санкции

Если же учитывать расходы не только коммерческих компаний, но и других организаций, то лидером по расходам на лоббизм в ЕС среди российских структур в 2017 году окажется Межправительственная научная организация «Объединенный институт ядерных исследований» со штаб-квартирой в Дубне. Она опередила по тратам на продвижение своих интересов в ЕС даже «Газпром» — ее расходы на лоббизм в 2017 году достигли €1−1,25 млн.

Среди крупных лоббистов также была Ассоциация производителей «Русской водки», потратившая за 2017 год €70 тысяч. По этому показателю она значительно опередила зарегистрированную в России Ассоциацию европейского бизнеса, которая выделила в прошлом году на лоббирование идеи отмены европейских антироссийских санкций всего €9,9 тысяч. Еще одна организация, указывающая своей целью развитие российско-европейских отношений — «Круглый стол промышленников России и ЕС» за 2017 год потратила на продвижение своих интересов в ЕС почти такую же сумму— €9,9 тыс.

Представители этих организаций отказались от комментария или не ответили на запрос «Открытых медиа».

Кому не удалось потратить деньги

Лоббировать свои интересы в ЕС сейчас удается не всем. «Русатом Международная сеть» (входит в «Росатом»), сообщила, что в 2016 году потратила на лоббизм €70 тысяч при заложенном на эти цели бюджете в €253 тыс, следует из документов реестра. На самом деле эти деньги не были потрачены по независящим от комании причинам. В пресс-службе «Русатома Международная сеть» «Открытым медиа» объяснили, что появление компании в реестре Transparency Register связано с её намерением вступить в European Energy Forum на правах ассоциированного члена. «Одним из требований для членства являлась регистрация компании в европейском Transparency Register, что и было нами сделано», — заявили в пресс-службе. Компания планировала направить €70 тысяч на проведение информационных мероприятий в рамках European Energy Forum, объяснили в пресс-службе. «Целью данных мероприятий являлась презентация европейским партнерам технологических достижений российской атомной отрасли <…>. Однако решение о нашем участии в European Energy Forum в качестве ассоциированного члена было, к сожалению, отложено европейской стороной. В этой связи, по факту, в 2016 году данные мероприятия не проводились, а в 2017 и 2018 гг. — не планировались», — говорится в ответе «Русатома Международная сеть».

Все остальные связанные с Россией и упомянутые в реестре Transparency Register организации не ответили на запрос «Открытых медиа».

Александр Ратников