Таинственный "Мистер Икс" - как Имре Кальман создал своего главного героя.

11.04.2018

Таинственный, интригующий Мистер Икс – персонаж легендарной оперетты «Принцесса цирка» венгерского композитора Имре Кальмана на протяжении почти целого века будоражит сердца и заставляет трепетать души. Познакомится с ним в Саратовском театре оперы и балета можно будет 10 апреля. 

Но прежде чем узнавать, кто скрывается под маской главной загадки оперетты мы предлагаем Вам познакомится с историей её создания — ведь «Принцесса цирка» по праву является вершиной творчества Кальмана.

1925 год — тяжелый год для композитора Имре Кальмана. Он переживат смерть жены Паулы Дворжак – её сразил туберкулез. Стоит отметить, что жена Имре всегда была его поддержкой — работать после её смерти нелегко. К этому добавляется тот факт, что композитор уже приобрел известность и от него ждут покорения новых высот. Его оперетты «Княгиня чардаша», «Баядера», «Марица» покорили весь мир, за них «бьются» все театральные сцены. Но и помимо этого в послужном списке уже есть успешные «Цыган-премьер», «Осенние маневры», «Голландочка». После «Сильвы», «Марицы» и «Баядерки», казалось бы, все темы раскрыты. 

Имре Кальман вспоминает: "После «Марицы» передо мной и моими либреттистами — Грюнвальдом и Браммером — встал проклятый вопрос: что писать? Много недель мы не могли решить его. Но однажды, гуляя, мы подошли к цирку, и я сказал: «Вот что: я написал оперетту, действие которой происходит около театра, — „Сильва“, оперетту, действие которой происходит в театре, — „Баядера“. Давайте напишем оперетту, действие которой происходит в цирке».
Имре Кальман
Имре Кальман

И вот Имре начинает работу над темой цирка. Говорят, что как раз в это время в его руки попала переведенная на английский книга К.С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве», одна из глав которой называется «Цирк». Из неё он берет основу для будущей постановки и… фамилию директора цирка - Станиславский. «Попадают» в действие и много других русских имен — полковник граф Саскусин, лейтенант гусарского полка Петрович, барон Пьер Брюсовский, Княгиня Федора Палинская. Кстати, с именем Федор у знаменитого композитора особые отношения — не секрет, что венгр очень любил русские слова и особенно имена. И имя Федор — одно из его любимых, он даже сына своего, родившегося впоследствии от второй жены Веры, назовет Карой (Чарльз) Имре Федор. Да и забежим вперед — оперетта была посвящена жене композитора Вере, эмигрантке из России.

Однако, существует версия, что книга Станиславского не при чем — и на самом деле Кальман увидел в одном из европейских цирков номер наездников, в котором участвовали российские эмигранты, бывшие военные, кавалеристы. Солист и руководитель номера выступал в маске — именно он и стал прототипом загадочного «Мистера икс».
Тут же можно упомянуть, что вполне возможно все проще и Кальман позаимствовал сюжет из работы Миллекера «Нищий студент» — правда, не в плане цирковой атмосферы, а в плане развития сюжетной линии и поведения героев. А цирк, вполне возможно, просто стал следующей станцией действия после «около театра» и «театра». 

Работу над опереттой Кальман вел в тесном контакте со своими либреттистами Альфредом Грюнвальдом и Юлиусом Браммером. 

Младшая сестра Кальмана писала: «Ежедневно в два часа дня господа Грюнвальд и Браммер приходят в дом моего брата. Они выпивают несколько литров черного кофе, выкуривают огромное количество сигар и сигарет, рассказывают друг другу смешные истории, говорят о погоде, красивых женщинах, спорят, смеются, ссорятся и кричат…

…….

Постоянно стоял обыкновенно рев, настоящий рев, как будто в нашем доме происходил аукцион крупного рогатого скота. К двум часам ночи они бросались друг к другу в объятия, бурно мирились и расходились по домам, а на другой день все повторялось снова». 

Сам Кальман её слова подтверждал — всё так и было. А в один прекрасный момент он заявил, что оперетта готова. 

«Каждое мое произведение означает для меня борьбу не на жизнь, а на смерть. Тысячу раз я переделываю и перекраиваю уже прижившиеся партии и тут же отбрасываю их, когда замечаю, что они не входят в логическое построение произведения. Мои либреттисты боятся меня как огня. Мои партитуры полны исправлений и перечеркиваний». 

Причем, стоит отметить, композитор вначале писал музыку, а потом на неё уже писался текст. Чаще всего он сочинял ночью, и шутил, что в каждой его оперетте хоть одна лирическая ария должна содержать упоминание о луне.
На самом деле «Принцесса цирка» отняла много сил: писалась около восьми месяцев по 16 часов в день. В спорах, в ссорах, но именно столько часов Кальман уделял оперетте. Он писал её даже на прогулках — часто записывая мелодии куда попало. Когда оперетта была готова встал вопрос названия — с одной стороны композитор хотел дать ей «женское имя» — он суеверно считал, что это приносит ему удачу. Дело в том, что первые оперетты «Хороший товарищ» и «Маленький король» носили мужское название, но они провалились, после чего Кальман стал всерьез верен примете. С другой стороны очень уж заманчив был образ главного героя, да и победить свои суеверия Кальман хотел — он всегда признавал, что важен именно труд, а не удача. Так у оперетты появилось два названия — «Принцесса цирка» и «Мистер Икс». 

Сцена из оперетты «Принцесса цирка» Саратовского театра оперы и балета
Сцена из оперетты «Принцесса цирка» Саратовского театра оперы и балета

Первая постановка состоялась в Венском театре 26 марта 1926 года. Лучшие артисты того времени исполняли партии в оперетте, лучшие декорации были доставлены в театр. Премьера имела огромный успех, зал ликовал. Радость и безмятежность произведения была актуальна для Европы в начале XX века.

Что касается России, то вначале оперетту запретили ставить на русской сцене, так как в ней было слишком много недочетов и курьезных ситуаций. В последствие, гнев сменился на милость, музыка была настолько обаятельна и прекрасна, что постановку разрешили с цензурными поправками. Так действие было перенесено в столицу Франции, а герои стали носить иностранные имена. Первая постановка прошла в Московском театре оперетты в 1927 году. Зал был переполнен, люди с удовольствием приняли произведение. Еще один интересный факт заключается в том, что оперетта «с двумя именами» в будущем переросла в третью (или вторую) работу — многочисленные переделки оперетты в СССР привели к тому, что все имена героев были заменены, текст был переведен на манеру 17 века, в результате чего текст и музыка не сошлись. Пришлось переписывать музыку, так появилась оперетта «Холопка» Николая Михайловича Стрельникова. Однако, славу и успех сквозь века пронесла именно версия Кальмана. 

Сцена из оперетты «Принцесса цирка» Саратовского театра оперы и балета
Сцена из оперетты «Принцесса цирка» Саратовского театра оперы и балета

«Принцесса цирка» - это один из самых ярких шедевров мировой культуры, идущий на главных театральных сценах. В том числе и на саратовской — увидеть искрометную оперетту можно уже завтра, 10 апреля. 

Сцена из оперетты «Принцесса цирка» Саратовского театра оперы и балета
Сцена из оперетты «Принцесса цирка» Саратовского театра оперы и балета

Купить билет: http://saratov.kassy.ru/event/1967/order/