"Дон Карлос" в оригинальной версии. Интервью с музыкальным директором Opera de Paris Филиппом Жорданом

11 November 2020

Несомненно, постановка Дона Карлоса в Парижской Опере осенью 2018 до сих пор остается непревзойденным шедевром! Этот спектакль готовился долго. Три года дирекция театра ждала момента, когда пять мировых оперных звезд смогут объединиться в одном спектакле! За режиссерский замысел отвечала команда во главе с оперным гуру - Кшиштофом Варликовским, умеющим и по-современному прочитать оперу, и подчеркнуть авторский замысел.
Музыкальный руководитель и дирижер-постановщик -
Филипп Жордан - рассказывает о самой опере, ее постановке и раскрывает секреты подготовки к столь грандиозному событию.

"Дон Карлос" в оригинальной версии. Интервью с музыкальным директором Opera de Paris Филиппом Жорданом

Расскажите о версии Дона Карлоса. Это французская версия, в чем ее основные отличия от итальянской?

Филипп Жордан: Это оригинальное пяти-актовая опера созданная по французскому либретто, специально сочиненная для Opera de Paris в 1866 году. К моменту ее премьеры уже существовало несколько французских версий, поскольку композитор несколько раз подвергал редакции свою оперу, чтобы укоротить ее и дать возможность театралам, живущим за пределами Парижа, возвращаться домой не слишком поздно. Несколько лет назад куски, вырезанные в чисто практических целяз, были заново открыты и снова добавлены в партитуру. Это и позволило нам представить полную, первоначальную версию, сочиненную Верди.

"Дон Карлос" в оригинальной версии. Интервью с музыкальным директором Opera de Paris Филиппом Жорданом

Вдохновлялся ли Верди великими образцами Французской Большой Оперы?

Ф.Ж.: В то время любой композитор, сочинявший оперу в Париже должен был отдать дань уважения Большой опере, как ее назвал Мейербер. Этому стилю поддались многие композиторы: Вагнер в Тангейзере, Россини в Вильгельме Теле, и Верди, в 1855 году в Сицилийской Вечерне. Большая опера - это как современный блокбастер, как, например, Гладиатор. Обычно в своих пяти действиях она сочетала в себе исторический сюжет, световые эффекты, большой хор и по меньшей мере одну супер-массовую сцену (в Доне Карлосе это сцена аутодафе). Ну и несомненно давала возможность продемонстрировать мастерство исполнителей. Еще со времен Людовика XIV одной из самых важных и красивых составляющих оперы был балет. Каждое произведение, созданное в рамках стиля большой оперы имеет танцевальную часть, обычно расположенную в середине произведения. Но несмотря на всю важность этой части в прошлом, мы все же решили ее исключить из нашей постановки, поскольку она не имела большого смысла с драматической точки зрения.

"Дон Карлос" в оригинальной версии. Интервью с музыкальным директором Opera de Paris Филиппом Жорданом

Как Дон Карлос перекликается с жизнью самого композитора?

Ф.Ж.: Сам Верди считал себя человеком наделенным национальной миссией и в течение многих лет вносил свой в клад в дело объединения Италии. В следствие этого Дон Карлос является ключевым его произведением, отражающим его социальную и патриотическую жизнь. Вопросы, поднятые по-революционному настроенным маркизом де Поза, цель которого - изменить общественное мнение, слишком часто контролируемое церковью, - вписали новую главу в вердианской драме. Поместив политическое повествование в центр произведения, он перевернул страницу трилогии Риголетто - Трубадур - Травиата, в которой сюжетная линия вращалась исключительно вокруг романтической любви.

"Дон Карлос" в оригинальной версии. Интервью с музыкальным директором Opera de Paris Филиппом Жорданом

Оперу Дон Карлос в постановке Opera de Paris уже можно посмотреть в кинотеатрах в этом сезоне и в полной мере насладиться великолепным исполнением Йонаса Кауфмана, Ильдара Абдразакова, Сони Йончевой, Элины Гаранчи и Людовика Тезье. Не менее впечатляющей будет и встреча с Дмитрием Белосельским в роли Великого Инквизитора.

Подробнее о спектакле и расписание сеансов на OperaHD.ru

Перевод с английского.
Источник: https://www.operadeparis.fr/en/magazine/don-carlos-in-its-original-version