Пять полезных фактов об опере Макбет

24 November 2020

Макбет – одна из величайших трагедий Шекспира, архетипичная история о жажде власти, коварстве и безжалостном честолюбии, приводящем к кровавой развязке. Опера Верди достаточно близко соответствует тексту пьесы - небольшие расхождения сделаны автором во имя музыкальной драматургии.

Суть сюжета

Ведьмы предрекают Макбету, что он станет королём Шотландии. Макбет, подстрекаемый женой, идёт на ужасное преступление, чтобы пророчество сбылось. Кажется, что кровожадная пара не остановится ни перед чем, чтобы сохранить и упрочить свою власть.

С 25 ноября по 8 декабря в кинотеатрах смотрите оперу Макбет из Royal Opera House. В лаконичной постановке Филлиды Ллойд, выдержанной в чёрных, золотых и багровых тонах, партию Леди Макбет исполняет российская звезда Анна Нетребко; в роли Макбета - сербский баритон Желько Лучич, один из ведущих вердиевских баритонов на данный момент. В партии сурового Банко - итальянский бас Ильдебрандо д'Арканджело. Дирижирует спектаклем музыкальный руководитель Королевской оперы сэр Антонио Паппано.

Анна Нетребко в роли Леди Макбет (C) ROH. PHOTO BY Bill Cooper
Анна Нетребко в роли Леди Макбет (C) ROH. PHOTO BY Bill Cooper

Драматическая сложность

Макбет - десятая опера Верди и первая на шекспировскую тему, а также первая, в которой есть сверхъестественные элементы. Верди не видел трагедию Шекспира на сцене, но читал её в прозаическом итальянском переводе Карло Рускони. Своему либреттисту Франческо Мария Пьяве он описал эту пьесу как “одно из величайших человеческих творений” и велел ему “не испортить” её. Композитор вложил много усилий в постановку оперы, лично отбирал певцов на ведущие партии и вёл с ними бесконечные репетиции. Верди считал драматическую составляющую оперы настолько важной, что даже в день премьеры репетировал дуэт между главными героями и велел им петь тише во время сцены, где они замышляют убийство короля Дункана. Напряжённая работа окупилась: премьера в 1847 году прошла с таким успехом, что после спектакля за Верди до самой гостиницы следовала восторженная толпа. В 1865 году, несколько раз посмотрев пьесу на сцене, он внёс в партитуру некоторые коррективы - в результате получилась яркая адаптация, сочетающая в себе фантастические и политические темы. Драматический талант Верди сравнивали с самим Шекспиром; его роскошные мелодии, зловещие паузы и динамические ритмы прекрасно воплощают глубокую трагедию Макбета.

Желько Лучич в роли Макбета и Анна Нетребко в роли Леди Макбет (C) ROH. PHOTO BY Bill Cooper
Желько Лучич в роли Макбета и Анна Нетребко в роли Леди Макбет (C) ROH. PHOTO BY Bill Cooper
Анна Нетребко в роли Леди Макбет (C) ROH. PHOTO BY Bill Cooper
Желько Лучич в роли Макбета и Анна Нетребко в роли Леди Макбет (C) ROH. PHOTO BY Bill Cooper

Яркая антигероиня

“Макбет” может похвастаться одной из наиболее ярких антигероинь в истории оперы. Хотя Шекспир даёт своей леди Макбет некоторые моменты нежности, Верди хотел видеть эту героиню “уродливой и злобной“, с “резким, хриплым” голосом и “чем-то дьявольским” в нём, предпочитая драматизм вокальной красоте. Тем не менее, он написал для леди Макбет несколько чудесных моментов, в том числе застольную “Si colmi il calice” во 2-м акте, пугающую сцену сомнамбулизма в 4-м и в парижской версии 1865 года - яростную арию “La luce langue” во 2-м акте.

Анна Нетребко пугающе завораживает в партии леди Макбет. Объёмная и роскошная мощь, с которой она поёт свою первую арию, могла бы сжечь краску со стен. В полную силу используя тёмные краски своего зрелого голоса, Нетребко демонстрирует уверенное владение всеми регистрами и всегда делает максимальный акцент на словах, даже если они переводятся как банальное “Когда же ты решишься”. С этой леди Макбет лучше не спорить: The Times
Анна Нетребко в роли Леди Макбет (C) ROH. PHOTO BY Bill Cooper
Анна Нетребко в роли Леди Макбет (C) ROH. PHOTO BY Bill Cooper

Верди и Шекспир

В 1853 году Верди заявил, что “предпочитает Шекспира всем прочим драматургам“. Он регулярно перечитывал пьесы Шекспира (в переводе) и планировал положить на музыку восемь из них, в том числе “Короля Лира“. К сожалению, написаны были только три оперы - “Макбет” и две его поздние великие работы, “Отелло” и “Фальстаф“.

Желько Лучич в роли Макбета и Анна Нетребко в роли Леди Макбет (C) ROH. PHOTO BY Bill Cooper
Желько Лучич в роли Макбета и Анна Нетребко в роли Леди Макбет (C) ROH. PHOTO BY Bill Cooper
Желько Лучич в роли Макбета (C) ROH. PHOTO BY Bill Cooper
Желько Лучич в роли Макбета и Анна Нетребко в роли Леди Макбет (C) ROH. PHOTO BY Bill Cooper
Юсиф Эйвазов в роле Макдуффа (C) ROH. PHOTO BY Bill Cooper
Желько Лучич в роли Макбета и Анна Нетребко в роли Леди Макбет (C) ROH. PHOTO BY Bill Cooper
Банко – Ильдебрандо Д’Арканджело  (C) ROH. PHOTO BY Bill Cooper
Желько Лучич в роли Макбета и Анна Нетребко в роли Леди Макбет (C) ROH. PHOTO BY Bill Cooper

Ведьмы и призрачные дети

Постановка Филлиды Ллойд делает акцент на сверхъестественной теме Макбета. Ведьмы, облачённые в зловещие чёрные балахоны с алыми тюрбанами на головах, представляют собой активную и постоянно присутствующую силу. Ллойд также выделяет более человеческие аспекты сюжета, например, намекает, что Макбеты опустились до насилия и кровопролития в том числе из-за того, что горюют о своей бездетности.

Желько Лучич в роли Макбета (C) ROH. PHOTO BY Bill Cooper
Желько Лучич в роли Макбета (C) ROH. PHOTO BY Bill Cooper

Оперу Макбет в постановке Royal Opera House смотрите в кинотеатрах с 25 ноября по 8 декабря. Расписание показов и билеты на OperaHD.ru

Пять полезных фактов об опере Макбет
Пять полезных фактов об опере Макбет