Легенды ж/д «Санкт-Петербург – Москва»: что правда, а что вряд ли?

4,2k full reads
6,7k story viewsUnique page visitors
4,2k read the story to the endThat's 63% of the total page views
6 minutes — average reading time

В России сегодня более 85 тыс. километров железных дорог. Любая из них дорога тому, кто по ней хоть раз совершал важное для себя путешествие. Но на роль «магистрали №1» по праву может претендовать дорога между двумя столицами. Хотя бы по праву старшинства. Это первая магистраль в России, поскольку открытая перед ней Царскосельская железная дорога была наполовину опытная, наполовину развлекательная.

И, конечно, именно эта дорога породила вокруг себя столько легенд и домыслов, в которых интересно разобраться на досуге.

1. Самая длинная прямая двупутная магистраль в Европе

В 1837 году инженер Павел Петрович Мельников, автор проекта Санкт-Петербурго-Московской железной дороги отправляется в Европу, затем в США для изучения опыта строительства железных дорог.

Павел Петрович Мельников
Павел Петрович Мельников
Павел Петрович Мельников

Главный вывод – экономически оправдано строить дорогу сразу двупутной и с минимальными уклонами и отклонениями от прямой. Несмотря на расходы, такая дорога быстрее окупается за счет больших скоростей и меньших расходов.

В итоге при открытии 1 ноября 1851 года длина стального полотна составила 644 километра, что всего на 6 км длиннее абсолютно прямого пути. Так что магистраль «Москва-Петербург» до сих пор остается уникальной прямолинейной двухпутной дорогой.

Между Бологое и Москвой трасса дороги далека от прямолинейности
Между Бологое и Москвой трасса дороги далека от прямолинейности
Между Бологое и Москвой трасса дороги далека от прямолинейности

НО! До идиотизма с прямолинейностью, конечно, не доходили. Если незначительное отклонение от прямой несло существенную экономию, то трассу конечно, корректировали. Если внимательно на спутниковой карте рассмотреть трассировку магистрали, то она заметно петляет.

2. Все станции строились по типовому проекту

Всего на дороге было построено 34 станции. Станции делились на 4 класса. Станции первого класса – Малая Вишера, Бологое, Тверь – делят дорогу на четыре равные части и обладают однотипными станционными зданиями. Станции II класса – Любань, Окуловка, Спирово и Клин, – делят каждый из этих участков еще пополам. То же со станциями III и IV класса.

Станция 1-го класса - Бологое
Станция 1-го класса - Бологое
Станция 1-го класса - Бологое

Станции каждого класса действительно строились по одному проекту. Но станции разных классов заметно различались между собой. Автор проектов всех классов – Рудольф Желязевич.

Станция 3-го класса
Станция 3-го класса
Станция 3-го класса

На концах дороги находились два вокзала, оба Николаевские – один в Петербурге на Знаменской площади, другой в Москве – на Каланчевской.

Николаевский (ныне Лениградский) вокзал в Москве
Николаевский (ныне Лениградский) вокзал в Москве
Николаевский (ныне Лениградский) вокзал в Москве

Оба похожи друг на друга, поскольку построены любимым архитектором Николая I Константином Андреевичем Тоном, учителем Желязевича. Правда, сейчас они похожи только фасадом, за ним скрываются совершенно разные вокзалы, как следствие многократных перестроек.

3. Вокзал в Клину построили с ошибкой как по проекту станции 1-го класса

Вот эта легенда до сих пор вызывает спор даже среди специалистов. Очень трудно представить, как в николаевские времена могли перепутать проекты. Все же у станций разных классов были разное назначение.

Вокзал в Клину
Вокзал в Клину
Вокзал в Клину

Правда здесь в том, что клинский вокзал в отличие от других вокзалов 2-го класса (Любань, Спирово) построен размером в два раза больше и имеет закругления с двух сторон, как у вокзалов 1-го класса. И по длине Клинский вокзал равен вокзалам 1-го класса (Бологое, Тверь, Окуловка) – 115 метров.

Однако если присмотреться, вокзалы 2-го класса были словно обрезанными наполовину вокзалами 2-го класса, возможно изначально предполагая возможность достройки до полного размера. Вот к примеру сравнение вокзалов 2-го класса - Любань и Клин. Видно, что и Любанский вокзал при необходимости можно поднять до 1-го класса по размерам.

Вокзал в Клину
Вокзал в Клину
Вокзал в Клину
Вокзал в Любани
Вокзал в Любани
Вокзал в Любани

Скорее всего такая достройка вокзала произошла в 19-м или начале 20-го века и имела место.

4. Про царский палец

С решением строить железную дорогу по прямой связана еще одна легенда. Якобы император, устав слушать споры о том, как прокладывать дорогу – напрямую или через Новгород, - взяв линейку и карандаш, провел на карте прямой отрезок между двумя столицами. «И чтобы не отступать, а то повешу» - сказал император. Однако Николай случайно обвел собственный палец, и в районе Малой Вишеры появился изгиб. Повторять участь декабристов никто не хотел, и потому дрогу построили с «царским пальцем» - это видно на картах 20-го века.

Еще на дореволюционных картах можно увидеть "царский палец"
Еще на дореволюционных картах можно увидеть "царский палец"
Еще на дореволюционных картах можно увидеть "царский палец"

Такова легенда, на самом деле все не так. Дорогу действительно проложили по прямой. Но на пути оказалась маленькая речушка Веребье, образовавшая огромный овраг.

Легенды ж/д «Санкт-Петербург – Москва»: что правда, а что вряд ли?

Через него сначала проложили огромный деревянный мост, однако уклон оказался слишком большим для тяжелых составов, и через несколько лет решено было сделать обход. Только в 2001 году этот обход был устранен с помощью 500-метрового красавца-моста, и с тех пор дорога между Питером и Москвой стала на 6 км меньше.

5. Дорога построена на костях

«А по бокам-то все косточки русские…» - кто не знает эту строчку из стихотворения Некрасова.

Действительно, условия труда рабочих были тяжелые. Дорога строилась по прямой, в Новгородской и Тверской тайге. Многие болезни были тогда неизлечимы, особенно в полевых условиях, поэтому действительно смертность была высокая. Случались и бунты. Населенные пункты возникали вокруг строившихся станций, при них кладбища. И сегодня несколько погостов можно увидеть из окна поезда.

Ремонтные работы на железной дороге (картина Константина Савицкого)
Ремонтные работы на железной дороге (картина Константина Савицкого)
Ремонтные работы на железной дороге (картина Константина Савицкого)

Интересно, что Некрасов был знаком с теми, кто имел к строительству дороги непосредственное отношение. Однако называемое им количество умерших – 5 тысяч человек, наверное, все-таки преувеличено. Но его знаменитое стихотворение про русскую чугунку было запрещено цензурой.

6. Легенда о колее

Рассказывают, что отдельные дебаты развернулись при выборе колеи для Санкт-Петербурго-Московской железной дороги. В Европе сложилась к тому времени колея в 1435 мм. Но в России выбор был сделан в пользу колеи шириной 5 футов (=1524 мм). На этот счет есть грубоватая легенда 16+.

Николай I, мнивший себя рыцарем на троне, вошел в историю довольно скабрезными остротами.
Николай I, мнивший себя рыцарем на троне, вошел в историю довольно скабрезными остротами.
Николай I, мнивший себя рыцарем на троне, вошел в историю довольно скабрезными остротами.

Якобы император Николай I наложил резолюцию на докладной записке: «... [зачем?] шире!». Так и взяли у нас колею почти на 10 см шире, чем сейчас в Европе!

Однако на самом деле выбор был связан с возможностью создания более вместительных пассажирских и грузовых вагонов. В этом можно убедиться и сегодня, попутешествовав по европейским железным дорогам, где вагоны заметно компактнее.

7. Одна из станций награждена орденом

Да, действительно, редчайший случай в нашей истории, когда станция (а не город) награждена боевым орденом. Это станция Бологое-Московское. Свой Орден Отечественной войны I степени станция получила в 1985 году. Подвиг станции, а точнее ее работников – беспримерен.

Легенды ж/д «Санкт-Петербург – Москва»: что правда, а что вряд ли?

Станция, оставаясь в руках наших войск, подвергалась нещадным бомбежкам. Станционные работники – в основном молодые девушки и старые железнодорожники в тяжелейших условиях восстанавливали разрушенные пути, оперативно формировали составы.

Бологое и сама похоже на орден
Бологое и сама похоже на орден
Бологое и сама похоже на орден

Впрочем, и сама станция с прилегающими путями похожа на огромный орден. В ней сходится 5 стратегических направлений: на Москву, Санкт-Петербург, Полоцк, Рыбинск и Дно.

8. Красная стрела – самый быстрый поезд СССР

Почему-то в советское время часто скоростной поезд «ЭР-200» в разговорах называли «Красной стрелой». На самом деле – это разные поезда. ЭР-200 – в самом деле был самым быстрым поездом, курсировавшим между Москвой и Санкт-Петербургом с 1984 по 2009 год.

ЭР-200
ЭР-200
ЭР-200

А «Красная стрела» как и сегодня была фирменным поездом, перевозившим пассажиров по ночам. Время в пути – 8 часов.

Легенды ж/д «Санкт-Петербург – Москва»: что правда, а что вряд ли?

Правда, при запуске, действительно, «Красная стрела» совершила рекорд скорости, домчавшись из одной столицы в другую за 9 часов 45 минут, примерно в полтора раза быстрее, чем средний поезд того времени.

9. Направление железной дороги считается от Санкт-Петербурга до Москвы

В самом деле, еще с открытия сохранился отсчет направления «магистрали №1» от Петербурга в Москву. Даже после переезда столицы в 1918 году. Все же железнодорожники достаточно консервативны.

Поезда из Петербурга на Москву имеют нечетные номера
Поезда из Петербурга на Москву имеют нечетные номера
Поезда из Петербурга на Москву имеют нечетные номера

Свидетельств необычному отсчету направления два. Во-первых, километраж на этой дороге отсчитывается и сегодня от Санкт-Петербурга. Во-вторых, нумерация поездов. Первый номер пары соответствует направлению на Москву, второй номер пары – от Москвы (например, Красная стрела - №1/2 или один из «Сапсанов» №777/778). По остальным направлениям, первый номер пары поездов всегда от Москвы.

10. Бологое находится точно посредине «между Ленинградом и Москвой»

Факт нахождение этой станции на равном расстоянии между столицами, породил немало песен, шуток и даже анекдотов. В самом деле, поскольку как станция первого класса, она геометрически оказалась на середине магистрали. Здесь проходила и граница между двумя дирекциями строительства – Северной и Южной.

Фото А. Савин
Фото А. Савин
Фото А. Савин

Но если быть точным – Бологое находится ближе к Санкт-Петербургу на 12 км. Опять же до идиотизма даже при Николае I никогда не доходили.

***

Может и вам знакомы какие-то легенды, или вы в чем-то не согласны с автором. Пишите, подискутируем в свойственной нашему каналу ленинградской манере.

Если вам понравился рассказ, ставьте, как говорится, «лайк». Подпишитесь на канал, если хотите вместе с нами больше узнать о Петербурге и его Юго-Западной части и вообще окрестностях вплоть до Москвы и Севастополя.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте или Facebook

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL