Найти в Дзене
Оранжевый репетитор

Создание онлайн-курса. Как спланировать программу?

Оглавление

Я методист онлайн-обучения и педдизайнер. Моя работа – создавать онлайн-курсы, на которых приятно и эффективно учиться. В блоге рассказываю о своей работе.

Статьи по теме:
1.
Разница между дистантом и онлайном
2. Педагогический дизайн

В предыдущей статье мы обсудили отличие дистанта и онлайна. Выяснили, что оцифровка классического обучения – это про дистант, а использование новых инструментов и заморочка на эффективности – это про онлайн.

Раз онлайн-обучение так сильно отличается от классического, то должны быть специалисты по онлайну. Именно они гордо зовут себя «педагогические дизайнеры», чтобы мысленно возвыситься над простыми смертными педагогами. В этой статье объясню, кто это и зачем им особое название. За новым термином стоит целая идеология.

Научное знание

История науки – весёлая штука.

Первые медики
Первые медики

Первые физики
Первые физики

Первые математики
Первые математики

Все эти странности получались, потому что не было научного метода. Гипотезы не подтверждались экспериментами, а признавались на веру. Если крутой учёный высказал мнение, то его слова по умолчанию считались истиной.

В гуманитарных науках есть трудности с научным методом. Психология преодолела этот кризис сравнительно недавно: там сформировались доказательные методики, например, когнитивная психология вполне научна, без умозрительных фрейдовских гипотез. Педагогика только вступила на этот путь, и то – не самостоятельно, её за собой потянули старшие сёстры психология и биология. В педагогике всё ещё сильны традиции и мнения авторитетов.

Педагогический дизайн – это подчёркнуто научная, критичная педагогика. Мы не верим на слово учебникам, мы любую гипотезу подтверждаем исследованиями. На службе педдизайна – информационные технологии: провести опрос или поставить эксперимент с тысячей участников сейчас можно за один день.

Целеполагание

Педагогический дизайн – это систематизированное построение образовательного опыта с использованием педагогической теории и принципов для обеспечения высокого качества обучения

Педагогическая теория – это про научность. Высокое качество – не просто громкое заявление, а ключевая особенность: в обучении мы ставим цели и измеряем достижение целей. Цели достигнуты – качество высокое, цели не достигнуты – с качеством проблемы.

Школьная программа подобна самураю
Школьная программа подобна самураю

Непривычно, что у обучения есть цель. Школьная программа строится от содержания.

Например, я 10 лет учила английский язык в школе и получала отличные оценки. Когда ко мне на улице подошёл иностранец и спросил дорогу, я смогла его понять, но отвечать пришлось жестами. Вопрос – что я 10 лет делала в школе? Проходила параграфы, сдавала темы. То есть, изучала содержание. У программы не было цели, чтобы я заговорила по-английски, всё происходило ради процесса. Кстати, за счёт этого настолько успешной стала одна-известная-онлайн-школа-английского: у них поклоняются цифрам работают одни из лучших педдизайнеров.

Способов ставить цели очень много, про свои любимые расскажу в одной из следующих статей. Подписывайтесь на канал.

Работа педдизайнера

Педдизайнер – тот, кто разрабатывает методику (поэтому его часто называют методологом или методистом, но методистами называют много кого ещё, возникает путаница). Методика – это наука о том, как организовать деятельность.

-5

Педдизайнер ставит цели, а затем продумывает, как этой цели достичь и как достижение цели проверить. Всё это складывается в подробную карту путешествия ученика из пункта «не знаю» в пункт «знаю». Причём педдизайнер продумывает не только учебный контент, но думает о мотивации, эмоциях ученика, изменении его привычек.

Мда, после такого рекламного текста надо ставить ссылку на какой-нибудь курс «освой новую профессию за три дня». Но у меня такой нет. Онлайн-школы, обращайтесь. Нет, не вы, которые уже обратились, вы мне не нравитесь.

Список дел педдизайнера

выглядит примерно так:

1) Анализ целевой аудитории. Ученики полюбят онлайн-курс, если тот будет решать их насущную проблему, контент будет написан на привычном им языке, а игровые элементы и стиль попадут в интересы. Для анализа ЦА воруем инструменты у маркетологов.

2) Постановка целей обучения. О целях – в этой и следующей статьях.

3) Выбор подходов, форматов, инструментов. Для одних курсов подойдут видосики на ютубе, для других обязательно делать сайт, для третьих придётся комбинировать онлайн и офлайн. Всё это зависит от целей, подробнее расскажу в следующих статьях.

4) Разработка учебного контента. Представьте себе: это четвёртый пункт в списке, а не первый.

5) Разработка креативной концепции, стиля; добавление фишек вроде игрофикации, сторителлинга и прочих модных слов. Важно, что эти красивости идут пятыми в списке: учебные цели и контент первичны. В первую очередь мы учим, а уже потом развлекаем и удерживаем внимание.

6) Создание и размещение онлайн-курса. Когда всё уже спланировано, написано и нарисовано, начинаем думать о сборке сайта, внесении контента на платформу. Настройка платформы – механическая, совсем не творческая работа, которую можно делегировать.

7) Разработка методов оценки эффективности, выработка решений для дальнейшего совершенствования. Думаем, как проанализировать свой курс, ищем слабые места и усиляемся для следующего набора учеников. Делать курс на один набор бессмысленно, онлайн-курсы крайне редко окупаются за один запуск. Если уж влезли в эту авантюру, то имейте в виду, что это игра вдолгую.

-6

Собираюсь подробнее рассказать про каждый пункт в будущих статьях. Подписывайтесь.

-7

Готовиться к ЕГЭ 2021 по математике можно на моём онлайн-курсе.