5 способов проверить благонадежность работодателя

Прежде чем соглашаться на предложение о работе, нужно проверить работодателя и составить его детальный портрет. Эксперт «Работа.ру» расскажет, какую информацию о компании нужно узнать и какими способами ее добыть.

Способ № 1 (Изучите «черные списки» работодателей.)

Ознакомьтесь с отзывами о компании. В интернете можно найти много сайтов с «черными списками» нанимателей. Приводить конкретные ссылки я не буду — забейте запрос в поисковой строке и получите десятки ресурсов с отзывами о компаниях.
Обнаружив отрицательные отзывы о будущем работодателе, не торопитесь ставить жирный крест на трудоустройстве. Во-первых, мнение могут написать недовольные сотрудники, с которыми работодатель расстался по своей инициативе. Во-вторых, вы можете стать человеком, который изменит к лучшему ситуацию в компании. В-третьих, негативные высказывания могут оставлять конкуренты — цель понятна: отпугнуть перспективных кандидатов, чтобы свести к минимуму успехи конкурента.

Дополнительную информацию могут дать люди, которые работают или работали в интересной вам компании. При общении с людьми не стоит слепо доверять их отзывам — опирайтесь на свою интуицию. Мне известен случай, когда ленивый, безынициативный сотрудник негативно отзывался об одной компании, говоря, что «там активность, как в болоте…». Интересовавшийся его мнением соискатель, несмотря на плохой отзыв, решил устроиться в компанию и не прогадал: к концу испытательного срока ему удалось запустить успешный стартап, который он «от нечего делать» предложил руководству.

Проверка «черных списков» — популярный способ проверки работодателей, но неоднозначный. Задайте поисковику запрос «написание отзывов в интернете за деньги», и вы поймете двусмысленность этого метода.

Способ № 2 (Соберите информацию о состоянии дел в компании.)

Если отношения с персоналом характеризуют внутренний мир компании, то с клиентами, контрагентами, партнерами – внешний. Чтобы понять, как обстоят дела в компании, опросите знакомых и друзей, станьте клиентом фирмы (сделайте один-два заказа). Зачем это нужно? Допустим, вы устраиваетесь на работу менеджером по продажам, а в сети полно негативных отзывов о политике работы с клиентами: продается товар плохого качества по завышенным ценам, замена по гарантии удается с боем, детали для ремонта приходят через два месяца после заказа. Удастся ли вам продать много продукции, да еще сохранить свои нервы в порядке?

Есть признаки, по которым можно сделать неутешительные выводы о положении дел в компании:

  • вы не можете дозвониться по указанному на сайте номеру или вас постоянно переключают с одного сотрудника на другого, предлагая подождать (послушать прекрасную мелодию). И это безобразие продолжается более 10 минут;
  • вы не можете найти компанию по указанному адресу. И причина не в ваших топографических способностях, а в том, что HR-менеджер перепутал номер корпуса или на здании вовсе нет вывески, а офис находится на чердаке, на который надо взбираться по пожарной лестнице;
  • в офисе вас встречают хаос или, наоборот, безмолвная тишина.
Прежде чем соглашаться на трудоустройство в подозрительную компанию, лучше задать себе вопрос «А подходят ли мне предлагаемые условия?».

Способ № 3 (Проверьте работодателя на электронном сервисе ФНС России.)

Вам потребуется ОГРН/ИНН или наименование юридического лица. Найти эти данные можно на корпоративном сайте в разделе «О компании» или в «подвале».
Проверить компанию на сайте ФНС России (egrul.nalog.ru) можно бесплатно. При проверке в первую очередь необходимо обратить внимание на дату регистрации компании.
Многие предприниматели любят рекламировать свою компанию в таком стиле: «Наша компания занимается производством металлопроката с 2000 года», «Более 25 лет мы делаем красивыми всех орловчан!». А при проверке на сайте ФНС России оказывается, что компании были зарегистрированы всего пару лет назад, причем никаких сведений о реорганизации нет (если такое происходило на самом деле, а не создавалось новое юрлицо с нуля, то информация о реорганизации будет присутствовать на электронном сервисе налоговой службы).
Нестыковка может означать одно из двух:

  • на сайте компании указана информация «для красного словца» или фирма создана взамен других аналогичных фирм. Ложь, она и в Африке ложь;
  • у собственника уже были компании с подобной деятельностью – просто он их ликвидировал и взамен создал новую(ые), а совокупный опыт, действительно, составляет те самые 20-25 лет. Наибольший интерес представляют причины, по которым так произошло. Фирма-однодневка? Уход от налогов? «Потеря» большого количества сотрудниц, находящихся в декрете? Судебные разборки? Плохая репутация? Этот список можно продолжать до бесконечности – выводы очевидны: скрывает тот, кому есть что скрывать, и наоборот.

Способ № 4 (Проверьте судебную историю будущего работодателя.)

Загляните в картотеку арбитражных дел, в которой находится информация как по завершенным судебным делам, так и по делам, находящимся в производстве, а также поищите судебные решения в справочно-правовых системах. Часто это можно сделать бесплатно. Для поиска достаточно будет названия компании.
Будет полезно узнать, выступает ли работодатель истцом, ответчиком, третьей стороной, по каким основаниям и каков итог рассмотрения дела. Большое количество споров за короткий период, очевидно, будет свидетельствовать о плохо отлаженных в организации бизнес-процессах и запятнанной репутации.

Способ № 5 (Проверьте, нарушает ли компания трудовое законодательство.)

Зайдите на сайты органов исполнительной власти, которые отвечают за государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства. Нередко эти службы публикуют информацию об устранении тех или иных нарушений в компаниях. Так, на сайте Государственной инспекции труда в вашем регионе можно найти актуальные сведения о компаниях с просроченной задолженностью по заработной плате и информацию о проведении внеплановых проверок в конкретных компаниях, на портале Роструда — Онлайнинспекция.рф — информацию о фактах проверки конкретных компаний и устранении нарушений.

Собственное расследование удобно проводить между собеседованиями. Так у вас будет шанс сопоставить полученную на интервью информацию с данными, которые вам удалось «раскопать». На итоговом собеседовании можно задать уточняющие вопросы. Только не нужно в лоб спрашивать о каких-то неблаговидных фактах — лучше такие вопросы завуалировать.

Статья подготовлена по материалам портала «Работа в Оренбурге»
Приглашаем вас присоединиться к читателям нашей группы