Под прессом стресса — как избавиться от стресса

18.01.2018

Если необходимость обеда перед монитором — единственный повод для стресса на работе, просто найдите кафе неподалеку от своего офиса. Но что делать, когда причина плохого настроения и самочувствия, например, начальник, который ставит перед вами невыполнимые задачи? Или низкая заработная плата при повышенной нагрузке и ненормированном графике? Или конфликт с коллегами?

Вариант первый: увольнение

Можно, конечно, взять и уволиться. О том, что этот вариант выбирает достаточно большое число сотрудников различных компаний, говорят результаты опроса, проведенного специалистами. Из 100 опрошенных менеджеров среднего и высшего звена 35 вынуждены были сменить место работы из-за постоянного пребывания в стрессовом состоянии. В качестве основных причин стресса участвующие в опросе менеджеры назвали такие, как недостаточная шумоизоляция, некомфортная температура и плохое освещение в офисе, неудобство рабочего места.

Вариант второй: «учитесь властвовать собой»

Если же увольнение не входит в ваши планы, справляться со стрессом придется иначе. Как именно — во многом зависит от конкретной ситуации и даже самочувствия. Например, у вас затяжной конфликт с коллегами. За рекомендациями по его эффективному урегулированию мы обратились к нашему эксперту, психологу-консультанту Элине Жоголевой.

Вы не страус

Конфликты с коллегами — нормальное явление, если они не затягиваются надолго или не происходят слишком часто, так что работать становится просто невозможно, считает психолог. Проблему, скорее, составляет не сам конфликт, а поведение людей, интересы которых в нем затронуты. Цивилизованное разрешение конфликта это открытое обсуждение назревших противоречий.

Варварские методы, например, такие, как личные нападки, критика чужих заслуг, бесконечные требования помощи или внимания, грубое и унизительное обращение, язвительные замечания, постоянные доносы начальству, требуют противостояния. Не стоит, как страус, прятать голову в песок, стараясь не замечать очевидных сигналов агрессивного отношения или несправедливого обращения с вами. Но и с увольнением на стадии конфликта торопиться не стоит. Иначе у вас может закрепиться стереотип уходить со своего места, как только ваше присутствие начинает мешать кому-то из коллег.

Несмотря на стресс, старайтесь сохранять чувство собственного достоинства.
Первым делом, попытайтесь объективно оценить степень конфликта, то, какие из ваших интересов в нем ущемлены. Что пострадало в большей степени: ваша репутация как профессионала, финансы или человеческое достоинство? Это поможет разобраться, какой аспект придется отстаивать.

Чужими глазами

Следующий шаг — задумайтесь над тем, что вызвало враждебное отношение к вам. Посмотрите на ситуацию несколько отстраненно. Поставьте себя на место коллег и посмотрите на ситуацию их глазами. Скорее всего, вы поймете, насколько и в чем вы ущемляете интересы других людей и насколько ущемлены ваши. Это позволит вам принять решение, в чем следует уступить, а в чем продолжать отстаивать свою позицию.

Бывает, что вы мешаете кому-то одному из коллег, и он настраивает против вас коллектив. В этой ситуации, как бы трудно ни было отвлечься от своих эмоций, постарайтесь сосредоточиться только на работе. Уметь справляться с ней даже в самой критической ситуации эта способность, которая вам пригодится в любой организации.

Адекватное решение

Позже вы можете попробовать поговорить со всеми участниками конфликта наедине и постараться прояснить возникшее противоречие или недовольство. Люди обычно охотно идут на контакт тет-а-тет, если вы будете держаться доброжелательно и выберете для этого подходящую обстановку и время. Очень часто в таком разговоре выясняется, что человек не имеет ничего против вас лично, а его поведение вызвано недопониманием, сплетнями или страхом лишиться чьей-то поддержки. Когда у вас наладятся отношения с большинством коллег и вы будете ясно представлять себе причину конфликта и ситуацию в компании в целом, вы сможете принять адекватное решение, стоит увольняться или продолжать работать в этой организации.

Полезные советы

Чтобы конфликты с коллегами не повторялись, ведите себя естественно. Не надо слишком подстраиваться под ожидания других, подавляя свою индивидуальность, но приспособиться к общей ситуации все-таки необходимо.
Если обстановка в коллективе напряженная, чтобы сохранять чувство собственного достоинства, по возможности старайтесь быть независимым. Вам совершенно не нужно быть в курсе различных интриг, иначе просто некогда будет работать.
Если вы по характеру веселый и общительный человек, для предотвращения конфликтов вашим союзником может стать чувство юмора или легкая самоирония. Тот, кто не боится иногда быть ироничным по отношению к самому себе, имеет крепкую самозащиту и производит более благоприятное впечатление.
Людям со сдержанным и независимым характером стоит дать понять окружающим, в каких вопросах вы готовы пойти на уступки, а в каких нет.
Если вы склонны к раздражительности, постарайтесь научиться несколько отстраненному отношению к действительности и не позволяйте себе выглядеть как ворчливый зануда. Учтите, что нападать на людей первым — самый неудачный способ самозащиты.
Поддерживайте с коллегами, которых вы чем-то раздражаете или которые раздражают вас, только формальные отношения. В этом случае лучше всегда общаться на «Вы» и сохранять дистанцию, помогающую чувствовать себя в психологической безопасности.
И еще один совет: важно время от времени напоминать себе о том, что, в принципе, конфликты могут возникнуть в любой компании. Осознание этого помогает не слишком сильно на них реагировать и уменьшить стресс.

Статья подготовлена по материалам портала «Работа в Оренбурге». Приглашаем вас присоединиться к читателям нашей группы.