Гордость делает человека посмешищем

17 September 2018

— Геронда, почему мы всё время хотим, чтобы другие знали о наших благих делах, хотя так сладостно и легко жить и трудиться в безвестности?

— Дело даже не в сладкой и лёгкой жизни, просто человек, имеющий внутреннее содержание, естественно старается, чтобы его добрые дела не были заметны. А люди такого человека уважают и любят, хоть он сам этого и не понимает.

Насколько же притягателен смиренный человек и насколько отвратителен гордый! Гордого человека никто не любит. Даже Бог от него отвращается. Погляди, даже малые дети, видя, что кто-то из ребят ведёт себя надменно, начинают над ним смеяться. А молчаливого и рассудительного сверстника — уважают. Если дети увидят на улице человека, который идёт задрав нос, они сразу чуют, что это за фрукт, бегут за ним вслед и дразнят. Помню одного человека в Конице: он каждый день надевал костюм, галстук, шляпу и гордо прогуливался по площади, хотя жил в страшной нищете. Детишки, как только видели его, подбегали и пристраивались сзади, передразнивая его гордую походку. И это совсем маленькие дети. Взрослые же понимают, что человек горд, ещё быстрее! Они могут ничего ему не говорить, чтобы не оскорбить, но внутри чувствуют отвращение.

Человек, который хочет себя возвеличить, в конечном итоге становится посмешищем. Помню, когда я жил на Синае, туда приехал один священник по имени Савва. Человек он был немного тщеславный и о себе имел высокое мнение. Однажды бедуины затаскивали в монастырь что-то тяжёлое и, когда тянули, то, чтобы налегать одновременно, кричали «сауа! сауа!», что значит «все вместе!» Отец Савва, услышав их крики, со всех ног побежал на монастырский двор и начал напоказ удивляться: «Вы только посмотрите!.. Я ещё и обустроиться-то толком не успел, а эти люди уже знают о моем приезде, приветствуют меня и торжественно выкрикивают моё имя! „Савва! Савва!“ — кричат они… Хм, даже тут меня все знают!..» Горемыка думал, что бедуины кричат: «Савва! Савва!» Когда он это сказал, меня разобрал смех. Да и разве можно здесь было не рассмеяться? Лукавое око и глядит кривобоко: если человек что-то себе напридумывал, то и на происходящее вокруг он будет смотреть сквозь свои фантазии.

— Геронда, он так делает из-за гордости?

— Он пленён тщеславием, да и его больная фантазия делает своё дело, так что потом он сам не видит, насколько смешно выглядит. Один монах мне рассказывал, что когда жил в миру, как-то подарил своему знакомому дорогое пальто. Прошло время, и они оказались вместе в одной компании. Его знакомый был одет в то самое пальто. Во время разговора он вдруг заявляет собравшимся: «А известно ли вам, друзья, откуда у меня эта вещица? Представьте себе: я купил это пальто в Париже. Сколько оно стоит — лучше умолчу, чтобы вас не смущать». И он говорил это в присутствии человека, от которого получил пальто в подарок!

— Геронда, он что, был совсем глупый?

— Ну а как ты думаешь: может ли кто-то быть глупее гордого? Гордость делает человека самым настоящим посмешищем.

— Даже если ты перестанешь петь и писать иконы, но не возненавидишь тщеславие, то будешь допускать ещё больше духовных ошибок. И в уходе твоём тоже будет гордость, даже ещё больше гордости, потому что на самом деле ты хочешь отказаться от своих послушаний не ради смирения, а просто для того, чтобы поменьше ущемлялся твой эгоизм.

— Геронда, но не лучше ли вообще ничего не делать, чем делать что-то и при этом гордиться?

Если ты один раз упала, то это не значит, что в следующий раз надо отказываться от послушания. Вот если игуменья или старшие сёстры тебе скажут: «Не занимайся этим послушанием, потому что ты в прошлый раз духовно споткнулась», тогда не ходи. Понятно тебе? Итак: когда тебе говорят что-то делать, делай. Только делай правильно и со смирением. Ничего не делать, чтобы якобы не возгордиться, — это ещё хуже. Это всё равно что смотреть на бой со стороны, бежать с поля боя, чтобы в тебя не угодила пуля или осколок. Цель в том, чтобы оставаться на поле боя и воевать — но воевать как положено. А иначе из тебя не будет совсем никакого толку.

Это фрагмент из книги поучений преподобного Паисия Святогорца «Страсти и добродетели» издательства «Орфограф». Её можно купить в электронном виде в ЛитРес, в бумажном — в магазинах «Сретение», «Читай-город» и многих других книжных лавках, можно также заказать с доставкой из Нью-Йорка.

А вот прайс-лист для оптовиков.

Ставьте 👍, подписывайтесь 🗂, делитесь с друзьями 👪, читайте наши книги 📚.