Как приучить детей читать: руководство для родителей

У меня трое детей, и все они читающие. Читающие разное, много, уже самостоятельно. Мои подруги и клиенты на консультации часто жалуются, что современное поколение не интересуется чтением, все лишь играют в компьютерные игры, тратят уйму времени на соцсети и развлечения, тем самым вызывают у родителей раздражение и отчаяние. Слышу запрос : «Как приучить ребёнка читать? Заставлять? » Однозначно – заставлять нельзя! Это как с любовью – насильно мил не будешь. Так и книги – их можно лишь полюбить, прежде чем начать читать.  

На мой взгляд, есть три причины, по которым родители не получают желаемого результата – читающего сына/дочь :

1. У ребенка не сформирована привычка читать книги.

2. У ребенка нет примера читающих родителей, друзей (близкое окружение, которому он доверяет).

3. У ребенка нет интереса читать. Он не понимает, зачем ему это нужно.

Готова поделиться своим личным опытом.  

1. Дети любят правила. Правила помогают им понять этот мир, выстроить определённые границы и сформировать необходимые навыки. Предлагаю завести с малышом красивый ежедневный ритуал-правило совместного чтения книг, лучше в одно и то же время. Например, в обед перед дневным сном или утром после завтрака вы читаете малышу книжки (по его возрасту!) . Я читала детям перед ночным сном после купания. Главное, чтобы ритуал был систематическим. Нельзя два дня посидеть с книгой, а потом месяц не читать. Привычки, в том числе и полезные, закладываются в детстве и закрепляются регулярными повторениями.  

2. Продолжайте читать. Даже если вам кажется, что ребёнок не слушает и не проявляет интереса к книге, которую читают ему родители, поверьте, он все слышит! Проявляйте эмоции, меняйте голос и интонацию. Старайтесь увлечь малыша. Затем поинтересуйтесь, нравится ли ему то, что он слышит? Ребёнку важно, что с ним считаются. Спрашивайте и обсуждайте вместе прочитанное в форме игры. Например, спустя какое-то время спросите: «А помнишь, мы с тобой недавно прочитали про мальчиков, которые фантазировали невообразимое? А что бы ты придумал, если бы был на их месте?»  

3. Читайте сами. Ребёнку важны жизненные ориентиры, на которые ему предстоит равняться. В семье, где есть культура и традиция чтения, дети сами потянутся к книгам. Читайте не потому, что это надо и полезно, а потому, что это в удовольствие именно вам. Пусть редко, но ребёнку важно видеть пример. Если вы вечерами телевизор или без конца сидите в соцсетях, уткнувшись в смартфон, то и ребёнку не объяснить, почему книга – лучше.  

4. Не заставляйте читать насильно, особенно в качестве наказания. Насилие рождает агрессию. Не стоит говорить: «Ты наказан, иди и читай сегодня 30 страниц вместо 10». Важно привить интерес к процессу, а не демонстрировать, кто здесь главный.  

5. Используйте всевозможные маленькие хитрости. Например, мы с младшим сыном Андреем в течение первых 5 лет его жизни перед сном брали книгу. На мои предложения почитать, ответ поначалу был «нет». Я читала сыну сама, ярко, с выражением, увлечённо. Через какое-то время придумали игру: читали по очереди по одному предложению. Порой, это было весело. Еще через какое-то время стали читать по очереди абзац /страницу/главу… Я никогда не настаивала и не заставляла делать что либо через силу. Нет желания читать, есть желание слушать – прекрасно! Читала и смотрела на возрастающий интерес ребёнка узнать продолжение. Так вот, потихоньку, привыкали засыпать с книгой. Очень быстро при слове «отбой» мои дети чистили зубы и брали свою книгу. Я читала им всегда. Это было как должное. Сейчас уже они все перед сном читают сами. Дело привычки.  

6. Важно выбирать литературу именно по возрасту ребёнка. Детям интересно читать про них самих , то есть про таких же детей. Скажу сразу, что существует огромный дефицит интересного качественного чтива. Драгунского, Носова, Успенского, Зощенко, Дружинину, Остера, Гераскина мы прочитали быстро и ещё в раннем возрасте. И не по одному разу. Не говоря уже обо всех народных сказках. А дальше начались активные поиски «что читать?». Вот несколько моих находок. Серия книг » Весёлая компания»: это и Ирина Пивоварова, и Ксения Драгунская, и Ирина Антонова, и Анатолий Петухов, и Светлана Семёнова. Все книги написаны с отличным чувством юмора! Особая наша любимица – книга Яна Ларри «Необыкновенные приключения Карика и Вали». Мы с сыном читали ее вместе на одном дыхании.  

7. Для ребёнка важно ваше мнение! Все книги, которые вы покупаете или берёте в библиотеке, должны быть вами прочитаны и оценены. Вы – это тот важный человек в жизни ребенка, который точно знает, что есть хорошо, а что не очень-то и важно. Делитесь мнениями о прочитанном . Выстраивайте диалог.  

8. Если ваш ребёнок проявляет интерес к чему-либо с раннего детства, поощряйте. Это облегчит вам задачу выбора для него подходящей литературы. Например, мой старший сын интересовался космосом и динозаврами. У нас дома было 22 энциклопедии на эти темы, которые мы вместе прочитали. Сын рос, интересы менялись. Сейчас ему 21, и он прочитал огромное количество русской и зарубежной классики. Моя 17-летняя дочь давно сама покупает себе книги и «проглатывает» их одну за другой. Это и Ремарк, и Джек Лондон, Теодор Драйзер, Эмиль Золя, Стейс Крамер, Фицджеральд. Радуюсь, что она сама выбирает, что читать, сколько и когда. Сформирован вкус, привита любовь к процессу.  

Напоследок хочу сказать, что любовь к чтению – одна из частей воспитания. Она, как любовь к животным или к труду, прививается родителями – личным примером и непосредственным участием.

Фото

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. В случае проблем со здоровьем не занимайтесь самолечением, проконсультируйтесь с врачом.

Нравятся наши тексты? Подписывайтесь на канал в Яндекс.Дзен.

Источник: https://organicwoman.ru/priuchit-chitat/