2 subscribers

Истоки российского военного флота.

В этом году исполняется 325 лет российскому военно-морскому флоту. Как и раньше он считается грозным аргументом в обороне нашей страны. Из этой статьи вы узнаете, как же начинался многовековой путь нашего морского защитника. В этом году исполняется 325 лет российскому военно-морскому флоту. Как и раньше он считается грозным аргументом в обороне нашей страны. Из этой статьи вы узнаете, как же начинался многовековой путь нашего морского защитника.

Походы к крепости Азов 1695 и 1696 годов — считаются первыми военными кампаниями России в море против Османской империи. Они являлись продолжением начатой правительством царевны Софьи войны с Османской империей и Крымом. Предпринятые Петром I в начале его царствования походы закончились захватом турецкой крепости. Их можно считать первым значительным свершением молодого царя в военной сфере. Петру I его сподвижники указывали на почти невыполнимые трудности обеспечения флота в чужом море, где не было своих гаваней. На что владыка отвечал, что «сильный флот сам найдет себе гавань». Петр рассчитывал, овладев Азовом и решив строить большие корабли в Таганроге(основанном им же как первая военно-морская база России), рассчитывал разговаривать с турками о мире не на Пруте(левый приток Дуная), стесненный их полчищами, а на Босфоре, где пушки наших кораблей держали бы под прицелом султанский дворец.

Правда, до иностранных правителей доносили вести о том, что большая часть кораблей азовского флота годна лишь на дрова. Корабли первой постройки, срубленные среди зимы, из невысушенного леса, как правило, неопытными и плохими кораблестроителями, действительно, были не идеальны, но Петр I делал все, чтобы азовский флот явился настоящей морской силой, и, надо признать, цель была достигнута. Сам царь приложил к этому не мало усилий.

Петр первый во время работы на верфи(изображение взято из открытых источников).
Петр первый во время работы на верфи(изображение взято из открытых источников).

Его величество, – писал Крюйс(Русский адмирал Норвежского происхождения), – присутствовал в сей работе неусыпно, так с топором, теслом, конопаткою, молотом и мазаньем кораблей гораздо прилежнее и больше работая, нежели старый и весьма обученный плотник». Почти в это же время в России развернулось военное кораблестроение, суда строились в Петербурге и Воронеже, в Архангельске и на Ладоге. Во втором Азовском походе против Турции в 1696 г. участвовали 2 линейных корабля, 4 брандера(судно самоубийца предназначенное для уничтожения), 23 галеры(судно на весельном ходу) и 1300 стругов(парусно-гребное судно), построенных в Воронеже на одноименной реке.

Струг Петровских времен(изображение взято из открытых источников).
Струг Петровских времен(изображение взято из открытых источников).

Чтобы закрепиться на Азовском море, в 1698 г. Петр начал строительство Таганрога в качестве военно-морской базы.С 1695 по 1710 годы Азовский флот пополнился многими линейными кораблями и фрегатами, галерами и бомбардирскими судами, брандерами и мелкими судами. К сожалению просуществовал он не долго.

Петр первый во время основания Таганрога(изображение взято из открытых источников).
Петр первый во время основания Таганрога(изображение взято из открытых источников).

В 1711 г. после неудачной войны с Турцией, по Прутскому мирному договору, Россия обязана была отдать туркам берега Азовского моря, и должна была уничтожить Азовский флот. Создание Азовского флота было экстра важным для России событием. Во-первых, оно выявило роль военного флота в вооруженной борьбе за освобождение приморских земель. Во-вторых, был приобретен так необходимый опыт массового строительства военных судов, что позволило в дальнейшем достаточно быстро создать сильный Балтийский флот. В-третьих, Европе были продемонстрированы огромные потенциальные возможности России стать мощной морской державой.