Драматичные картины, которые не оставили меня равнодушным

22 October 2018

Мне отрадно, что хоть мой блог о путешествиях, всё же вы, мои читатели, весьма охотно читаете мои небольшие очерки об искусстве и культуре, которые я осмеливаюсь здесь публиковать на правах хозяина канала. А раз так, то я и дальше буду периодически делиться с вами тем, что меня цепляет и то, над чем я размышляю.

Сегодня очередная подборка картин, где художники балансируют на тонкой грани между жизнью и смертью. Надеюсь, вас, как и меня, эти картины не оставят равнодушными.

Солдат и смерть

"Солдат и смерть". Ганс Ларвин
"Солдат и смерть". Ганс Ларвин

Австрийский живописец Ганс Ларвин прожил непростую жизнь, и был официальным фронтовым художником Австро-Венгрии во время первой мировой войны. Он написал множество замечательных полотен, но самым известным, пожалуй, является "Солдат и смерть".

Судьба и предопределённость – вот основной мотив. Игра на контрасте видимого и не видимого. Храбрый солдат отчаянно сражается, отстреливаясь от врагов из окопа. Вокруг всё застлано дымом боёв. И он, как и все солдаты, надеется вернуться домой из кошмаров войны. Это – видимое. А невидимое для него – смерть, которая уже призывает его. И мы, находясь по другую сторону картины, можем только созерцать неизбежное, не в силах окликнуть солдата и изменить его судьбу...

Княжна Тараканова

"Княжна Тараканова". К.Д. Флавицкий
"Княжна Тараканова". К.Д. Флавицкий

Картина Флавицкого довольно далека от исторической правды, так как лжекняжна умерла от туберкулёза. Флавицкий же использовал "городскую легенду" о гибели Таракановой в Петропавловской крепости, во время наводнения. Да и сама "княжна" была к моменту смерти не такой прекрасной и цветущей особой. Так что картина написана "очень сильно по мотивам настоящей истории".

Но зная контекст, трудно остаться равнодушным. Молодая красивая авантюристка, чуть ли не возведённая в ранг принцессы своими поклонниками, встречает гибель в тёмной камере, куда вода устремляется (немного чересчур) мощным потоком. Тени и ужас на лице образуют контраст с ярким солнечным светом из окна – там, за решёткой, прекрасный светлый мир, полный возможностей, который через несколько минут судьба отнимет у честолюбивой девушки.

Отчаяние, желание жить – всё это легко читается на лице героини...

Смерть Сократа

"Смерть Сократа" . Жак-Луи Давид
"Смерть Сократа" . Жак-Луи Давид

Сама картина "Смерть Сократа" мало меня впечатлила. Она написана в традиционной для барокко манере, где нет живости. Каждый персонаж – актёр в сцене, который сильно "переигрывает" свою роль. Все позы "картинны" и напоминают дурную театральную постановку. Но это не вина художника, тогда так все рисовали.

Примечательна эта картина именно событием. Сократ добровольно согласился выпить чашу с ядом, доказав ученикам, что душа его бессмертна и он освободится от земных оков. Нужно заметить, что доказательства философа были изложены его учеником Платоном в диалоге "Федон" и являются весьма остроумными. Рекомендую прочитать.

Смерть комиссара

"Смерть комиссара". К.С. Петров-Водкин
"Смерть комиссара". К.С. Петров-Водкин

В отличие от "Смерти Сократа", которая прописана идеально, но не правдиво, "Смерть комиссара" прописана более небрежно (потому не нравилась мне в детстве), зато правдиво и потому нравится сейчас. Здесь всё как в песне "Отряд не заметил потери бойца". Шеренги солдат на марше подобны заведённой механической гусенице, которая не знает сострадания и жалости, а просто движется вперёд.

Видимо был бой, в котором получили ранение комиссар и ещё один солдат. Похоже, раны слишком серьёзные и привели к значительной потере крови. Посмотрите, как побелело лицо комиссара, в контрасте с лицом товарища, побагровевшего от натуги, силящегося поднять товарища. Всё тщетно. Хотя рука ещё сжимает винтовку, видно, что другая бессильно повисла и ноги тоже предали умирающего. Взгляд его приобрёл некоторую потусторонность, свойственную смертельно раненым. Второй боец упал и зовёт товарищей. Но "гусеница" слишком занята, чтобы вернуться и подобрать его...

Третье мая 1808 года в Мадриде

"Третье мая 1808 года в Мадриде". Ф. Гойя
"Третье мая 1808 года в Мадриде". Ф. Гойя

Картина Гойя цепляет. На ней изображено историческое событие – расстрел испанских повстанцев из числа городских ремесленников французскими оккупационными войсками. Грозно надвинулись, слившись общий вал французы. Лица у них опущены. Такое впечатление, что они не целятся, а стыдливо опустили головы, не решаясь посмотреть в глаза своим жертвам.

Те, кто ждёт казни закрываются в ужасе руками. Никто не хочет принимать смерть и не о таком конце они мечтали, живя на своей земле. Те же кого расстреливают, принял свою участь. Решимость и ненависть к карателям ясно читаются на их лицах...

***

Вот такой получился обзор. Ставь лайк, если было интересно. И не забудь подписаться на канал, чтобы не пропустить новый пост.

Тебе также может понравиться первая часть "мгновений до гибели"