Лучшие экранизации произведений Михаила Булгакова. Часть 1. "Бег"

252 full reads
342 story viewsUnique page visitors
252 read the story to the endThat's 74% of the total page views
2 minutes — average reading time

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) - один из самых моих любимых русских писателей. За свою не очень долгую жизнь (всего 48 лет) он создал множество ярких литературных произведений, ставших классикой русской литературы.

Советская власть играла с ним "в кошки - мышки", то разрешая публикации и постановки его пьес и романов, то устраивая публичную травлю писателя, с обысками ОГПУ, изъятием черновиков и полным запретом на издание произведений. Многое из творчества писателя было опубликовано спустя долгие годы после смерти Булгакова.

Считается, что произведения Михаила Афанасьевича сложно экранизировать, и это, по-видимому, так, потому что по-настоящему хороших фильмов получилось немного и их можно пересчитать по пальцам одной руки.

Начнем с первой экранизации, снятой в 1970 году, через 30 лет после смерти писателя.

"Бег", 1970 год, режиссеры - Александр Алов и Владимир Наумов.

Фильм снят по мотивам пьес Булгакова "Бег" и "Белая гвардия". Консультант и соавтор фильма - Елена Сергеевна Булгакова, вдова писателя.

постер фильма "Бег"
постер фильма "Бег"
постер фильма "Бег"

Гражданская война подходит к концу, последним оплотом белой гвардии остается Крым, куда от ужасов революции и войны бегут через всю страну люди в надежде найти там свое спасение. Но вот уже войска красноармейцев переходят вброд "гнилое море" - залив Сиваш и входят в Севастополь. Именно там встречаются главные герои фильма - белогвардейские офицеры и русские интеллигенты, продолжающие совместный исход из родной страны, ставшей вдруг чужой и враждебной для них.

Удивительно, как в 1970 году режиссерам удалось снять фильм, в котором центральное место занимают не героические батальные сцены, а судьбы людей, причем далеко не советских, каждая из которых по-своему изломана революцией.

Хлудов Роман Валерьянович, белогвардейский генерал, командующий армией.

Хлудов в исполнении Владислава Дворжецкого
Хлудов в исполнении Владислава Дворжецкого
Хлудов в исполнении Владислава Дворжецкого

Фигура генерала Хлудова в исполнении Владислава Дворжецкого - одна из самых неоднозначных и трагичных в фильме. Русский офицер, считающий своим долгом спасти Отечество от "красной заразы". Вот только методы спасения порой чудовищны - армия под его руководством проходит, оставляя за собой шеренги "фонарей с мешками" (виселиц с повешенными гражданскими - за сочувствие и помощь большевикам). И никогда уже не оставят его эти "фонари", и будут приходить к нему во снах в образе осмелившегося сказать правду и пострадавшего за это солдата Крапилина (Николай Олялин).

Признаться, я часто размышляла, как так получилось, что белая гвардия проиграла гражданскую войну, ведь у них были кадровые офицеры, подготовка, оружие, в конце концов. А вот потому и проиграла, из-за предательства высших чинов, разрозненности армий, и, в том числе, благодаря таким методам, как у Хлудова.

Чарнота Григорий Лукьянович, белогвардейский генерал-майор, командующий казачьим дивизионом.

Чарнота в исполнении Михаила Ульянова
Чарнота в исполнении Михаила Ульянова
Чарнота в исполнении Михаила Ульянова

Пожалуй, самый яркий и харизматичный персонаж в фильме - генерал Чарнота в блистательном исполнении Михаила Ульянова.

"Храбр, хитер, умен" - выдержки из его характеристики, составленной внутренней военной разведкой. Отчаянный казачий генерал, проигравший войну, вынужден бежать в Константинополь, где ему приходится влачить жалкое существование. Но все может потерять Чарнота, включая проданные последние штаны, но только не чувство собственного достоинства, позволяющее ему пройти, если нужно, в кальсонах по Парижу с гордо поднятой головой.

Выиграв в карточной игре двадцать тысяч долларов - огромную по тем временам сумму и купив, наконец-то, штаны, он идет первым делом на набережную к французским клошарам в сопровождении официанта с корзиной шампанского, чтобы разделить с ними свою победу - такой вот широкий жест русской души. И произносит там пронзительный монолог, достойный настоящего патриота: "При желании можно выклянчить все: деньги, славу, власть, но только не Родину, господа! Особенно такую, как моя. Россия не вмещается, не вмещается в шляпу, господа нищие!"

Голубков Сергей Павлович, приват-доцент Санкт-Петербургского университета.

Голубков в исполнении Алексея Баталова и Серафима Корзухина в исполнении Людмилы Савельевой
Голубков в исполнении Алексея Баталова и Серафима Корзухина в исполнении Людмилы Савельевой
Голубков в исполнении Алексея Баталова и Серафима Корзухина в исполнении Людмилы Савельевой

Потомственный интеллигент до мозга костей, приват-доцент Голубков бежит от революции в Киев, а затем в Крым, где находит любовь всей своей жизни - Серафиму Корзухину (Людмила Савельева), муж которой (министр торговли Крыма Парамон Корзухин в гениальном исполнении Евгения Евстигнеева) подло отказался от нее в такое смутное и страшное время.

Не очень умеющий постоять за себя, но преисполненный благородством души, Голубков самоотверженно следует за любимой сначала в Константинополь, а затем в Париж, чтобы попросить взаймы денег у Корзухина и не дать умереть с голоду или пойти на панель своей ненаглядной Серафиме. По возвращении в Константинополь чувство тоски по Родине и неприкаянность на чужбине заставляют его принять решение вернуться в Россию.

В финальных кадрах фильма мы видим идеальную картину возвращения на Родину, которую представляют себе Голубков и Серафима. Как будто они, такие счастливые, скачут на конях по снежной русской равнине, и все невзгоды и страдания остались позади.

Но только нет уже на самом деле той России, о которой они мечтают, и ждет их совсем другая страна. И среди этой идиллии мне явно представились черные титры, которые обязательно появились бы на экране, если бы речь шла о реальных людях: "Осужден по статье 58.2 УК РСФСР на 10 лет без права переписки, расстрелян в 1937 году; осуждена по ст. 58.3 УК РСФСР, приговорена к 15 годам, умерла в Колымлаге в 1940 году; оба посмертно реабилитированы в 1956 году"...

Фильм "Бег" по мотивам произведений Булгакова заслуженно вошел в золотой фонд советского кинематографа. И в наши дни, когда многие всерьез задумываются о смене места жительства на более спокойное и безопасное, не перестает удивлять его вечная жизненность и актуальность.

Продолжение о других достойных экранизациях прозы М.А. Булгакова следует...

До встречи)