1,8K подписчиков

Зачем кораблям и самолетам зеленые и красные огни по бокам?

723 прочитали

За долгие годы существования судоходства, устройство судов различных типов претерпевало массу изменений. Так, даже кажущиеся на первый взгляд незначительными, корабельные приборы и устройства на самом деле несут в себе невероятно важную функцию.

За долгие годы существования судоходства, устройство судов различных типов претерпевало массу изменений.

К примеру, красные и зеленые огни, установленные на бортах судов, а также крыльях самолетов, являются важнейшим навигационным устройством, необходимым для предотвращения столкновений судов в море в ночное время суток. Но не будем забегать вперед и сперва расскажем об истории их появления.

Ранее мы писали: Почему контейнеры не падают с кораблей.

Как появились навигационные огни кораблей, и почему они зеленого и красного цвета

Примерно в середине 19-го века британское адмиралтейство предприняло попытку стандартизировать наличие и расположение навигационных огней на судах. До этого на бортах кораблей присутствовали керосиновые и свечные лампы, заключенные в цветное стекло, однако вывешивались они, то слева, то справа, так что в ночном море нередко случались путаницы.

Начиная же с 1850-х годов красные огни стали вывешиваться по левому борту, а зеленые – по правому, так что, наблюдая за их перемещением, можно было рассчитать траекторию судна.

Но почему для навигационных огней были выбраны именно эти цвета? В первую очередь требовалось, чтобы они были контрастными, но при этом не менее важна была и их практичность.

За долгие годы существования судоходства, устройство судов различных типов претерпевало массу изменений.-2

В прошлом большая часть судов, заходя в порт для погрузки и разгрузки, швартовалась левым бортом. Это могло происходить как в дневное, так и в ночное время суток, так что докерам нередко приходилось работать в условиях темноты.

За долгие годы существования судоходства, устройство судов различных типов претерпевало массу изменений.-3

Поскольку на тот момент электрический свет еще не использовался, крайне важно было дать им возможность сохранять ночное зрение. С этой задачей как раз таки отлично справлялось освещение красного цвета.

К слову, именно благодаря красным лампам и социальным особенностям моряков того времени и возникло устойчивое выражение «район красных фонарей».

С левым бортом все достаточно ясно, но почему на правом борту размещались огни зеленого цвета?

За долгие годы существования судоходства, устройство судов различных типов претерпевало массу изменений.-4

Как уже упоминалось выше, оттенки, используемые на противоположных бортах, должны были контрастировать между собой. Так, на роль второго цвета отлично бы подошел синий, однако в условиях моря его очень просто упустить из виду.

Возможно вас заинтересует: Почему на подлодках используется красный свет и зачем экипажу «одноглазый» офицер.

Кроме того, керосиновые и свечные лампы изначально излучают свет красного спектра, так что синее стекло просто бы поглощало большую часть света, и фонарь выглядел бы блеклым.

За долгие годы существования судоходства, устройство судов различных типов претерпевало массу изменений.-5

Решение этой проблемы было найдено в зеленом цвете – в цветовом спектре он идет сразу за синим и при этом легко отличается от красного. При этом фонари оставались яркими и были крайне просты в изготовлении – стекло само по себе имеет тенденцию к зеленоватому оттенку, так что для его окрашивания достаточно лишь добавить небольшое количество соединений меди.

Читайте также: Почему подлодки черного цвета и что за квадраты к ним прикреплены.

Зачем судам нужны зеленые и красные огни на бортах

Итак, теперь, зная историю появления навигационных огней, разберемся с их практическим применением. Кстати, воздушные суда унаследовали эти приборы как раз от кораблей.

За долгие годы существования судоходства, устройство судов различных типов претерпевало массу изменений.-6

Когда два судна сходятся в море крайне важно постараться не допустить их столкновения. Если их маршруты пересекаются, то судно, видящее перед собой красные огни, пропускает другой корабль (совсем как на светофоре).

В то же время, если судно ориентировано правым бортом с зеленым светом, то это является сигналом для другого корабля и означает, что путь открыт.
За долгие годы существования судоходства, устройство судов различных типов претерпевало массу изменений.-7

Помимо бортовых навигационных огней на суда также устанавливаются и другие светотехнические приборы, относящиеся к этой же категории устройств. Комбинация таких огней позволяет правильно оценить ориентированность судна и не допустить столкновения с ним.

За долгие годы существования судоходства, устройство судов различных типов претерпевало массу изменений.-8

Кроме того, расположение навигационных огней на судне может указывать на его тип и особенности. Подробнее об этом мы обязательно поговорим в ближайших материалах.

Оставляйте свои комментарии и подписывайтесь на наш канал! Больше материалов ищите на нашем сайте «На Глубине | On The Deep». Также вы можете следить за обновлениями в наших группах Вконтакте, Twitter и Facebook.