Георгий Победоносец и Девочка с драконом на поводке

16 September 2019
3,2k full reads
5 min.
5,3k story viewsUnique page visitors
3,2k read the story to the endThat's 61% of the total page views
5 minutes — average reading time

Если внимательнее приглядеться к картинкам с изображением Георгия Победоносца, то мы заметим часто присутствующую на них девушку, которая как будто выгуливает дракона на поводке. Сам же Георгий скачет на коне рядом с ними. Что все это значит? Кто эта девушка? Куда она ведет дракона? И какова тут роль Святого Георгия Победоносца? В этих образах заложен удивительный смысл. Для России. Для имеющих уши, конечно.

В предыдущей публикации я уже коснулся истории Святого Георгия Победоносца и пророческой традиции, сопряженной с символическим представлением этой истории. Мы увидели, что традиционно русское изображение Георгия Победоносца без нимба и в символическом всеоружии воина Христа указывает не только на события прошлого, но и на события будущего.

Финальным воплощением выраженного на гербе Москвы сюжета о поражении дракона является ни что иное, как последняя победа Христа над сатаной (во время Второго Пришествия). Книга Откровения говорит о том, что тогда дракон будет скован, и Ангел уведет его прочь, на цепи - прямо как в истории Георгия Победоносца.

Откровение 20:1-3: "И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет".

Но помимо указания на Второе Пришествие Иисуса Христа символика образа указывает и на события предшествующие этому Пришествию - события, в которых Россия и русский царь (воплощенный образ Георгия Победоносца) принимают важное, ключевое участие. Мы говорили об этом в предыдущей публикации.

Сегодня я расскажу о другом скрытом аспекте в истории Георгия Победоносца. Мы узнаем - что сталось со змеем, и познакомимся чуть ближе с третьим, обычно закулисным героем этой истории - с девушкой. Той самой, которая выгуливает на поводке дракона.

Да, на многих картинках кроме Георгия и дракона в сюжете присутствует эта девушка. Появляются там, временами (но редко) и ее языческий царь отец, и целый город жителей. Классическим все же является триплет: святой Георгий, девушка и дракон.

В предыдущей публикации я не рассказал почти ничего, или почти ничего, о той истории, выразительным символом которой сделался Георгий Победоносец на коне. Позвольте наверстать упущенное.

Сюжет легенды

Согласно легенде, возле города Ласия в местном болоте завелся зловредный дракон. Он просто терроризировал окрестное население, пожирал людей. Жители откупались от дракона своими детьми, дувушками-девствинницами, которых они с регулярностью, по жребию, доставляли дракону. И вот выпал жребий идти дочери короля той страны. Девушку нарядили в самые красивые одежды, украсили дорогими украшениями и отвели на болото.

Принцесса в ожидании дракона
Принцесса в ожидании дракона
Принцесса в ожидании дракона

И съел бы дракон свою очередную жертву – царскую дочь – да проезжал тогда через те места Георгий. Ехал он на своем боевом коне в родные пенаты после демобилизации. Георгий, конечно же, решил спасти девушку – и спас ее. Но вот как он это сделал – тут легенда, как бы, раздваивается, дает два варианта исхода.

Эти варианты имеют много общего и в принципе не противоречат друг другу. Но само наличие такой истории с «открытым концом», да притом истории такого уровня и калибра, наводит на размышления: почему допущена эта неясность? В «легенде государственной важности»?

Так вот. Одна версия легенды – скорее ее краткий пересказ, нашедший свое выражение в привычном облике московского герба – указывает как бы на военную победу Георгия над змеем. Георгий поразил змея своим копьем (реже – мечом).

Более полная история принимает неожиданный оборот. Согласно ей, Георгий не убивает дракона. Он его лишь ранит, а может просто – оглушает. По некоторым вариантам – он обездвижил дракона силою крестного знамения. В память об этом варианте толкования есть соответствующие иллюстрации, на которых Георгий предстает без всякого оружия.

Так вот, после того, как Георгий вогнал дракона в ступор, к дракону подошла девушка (символ чистой Церкви), сняла с себя поясок, и сделала из него поводок для дракона. И на этом поводке спокойно повела его в город на Суд. Дракон не погиб в бою, не был уничтожен. Он был отведен девушкой на Суд.

Чудо Георгия о змие. Византийская икона
Чудо Георгия о змие. Византийская икона
Чудо Георгия о змие. Византийская икона

Символика легенды

Обратимся опять к символике. Девственница в Библейской традиции представляет Божию невесту - Церковь, состоящую из преданных Богу людей. Пояс, которым она связала дракона - это символ ее чистоты перед Богом. И хотя девица эта, представляющая собой Церковь, и "иностранка" для Георгия, и дочь языческого царя (то есть - территория Вавилона) - все же она чиста. И вот, наступает момент, когда дракон (государственная сила), который хотел сожрать эту Церковь - лишается перед нею всей силы. И она ведет его на поводке на Суд. На суд народов. На суд Божий.

Люди в городе, конечно, очень обрадовались. Они приняли – вместе с царем – христианство, как религию Георгия Победоносца. А дракону люди велели отрубить голову. Что Георгий и сделал - уже после Суда. Такая вот легенда.

Одна из интереснейших фресок, передающая самой дух этой истории, находится сегодня в Ладоге, в церкви Св. Георгия. Возможно, Ладога была первой столицей древней Руси и местом княжения Рюрика. По одной из версий церковь Св.Георгия и была построена в XII веке на месте бывшей резиденции Рюрика.

Древняя фреска в Ладоге.
Древняя фреска в Ладоге.
Древняя фреска в Ладоге.

Как вы можете видеть, Св. Георгий на фреске изображен без оружия (в правой руке хоругвь), но в латах и на лошадке в яблоках. Дракон напоминает существо "на лицо ужасное, доброе внутри".

Я говорю предвзято, потому что существо на картинке напоминает мне моего кота. Который размерами мало уступает этому крокодилу, но по натуре - добряк. Нет, конечно, змей - он не добрый, но и зла уже делать не может – потому что на поводке. А царевна, конечно, на этот раз – на высоте. Мне лично нравится этот сценарий больше – я к нему стремлюсь, к нему призываю всяческим образом.

В завершение отмечу, что относительно мирный исход дела с драконом возможен - если Георгий Победоносец будет в этой схватке не одинок. Дракона, оказывается, можно и не убивать - а связать. И представить его на Суд. Но для этого в деле должна быть задействована эта девушка. А где такую взять? Я еще надеюсь написать отдельно о символической значимости девушки в этой пророческой легенде. Не уходите далеко, друзья.

Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен:

"Открытая Семинария",
"Открытое Будущее",
"Открытая Библия",
"Открытая Церковь".
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале «Открытая семинария».
А на YouTube канале «Солёное радио» мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.