Король и царь: сходства и отличия

9 September 2019
464 full reads
6,5 min.
1,1k story viewsUnique page visitors
464 read the story to the endThat's 40% of the total page views
6,5 minutes — average reading time
Король Георг Пятый и царь Николай Второй.
Король Георг Пятый и царь Николай Второй.
Король Георг Пятый и царь Николай Второй.

Несмотря на то, что на фото короля Георга Пятого и царя Николая Второго король и царь выглядят почти как братья-близнецы, на самом деле понятия "король" и "царь" значительным образом разнятся.

В современном мире осталось еще несколько королей и королев, но нет ни одного царя, так что сегодня слова «царь» и «царство» временно относят к анахронизмам. Но какова разница между королем и царем? Обратимся к истории, лингвистике и практике, которые отражают идею короля и царя, королевства и царства.

1. Царь – более древний титул по этимологии, чем «король». Слово царь происходит от слова кесарь, что является одним из вариантов произношения титула цезарь (лат. caesar). А цезарь, в свою очередь, это ни больше, ни меньше, а императорское достоинство, как это повелось ещё со времён Римской империи. Кесарями (цезарями) называли себя приемники Гайа Юлия Цезаря – основателя Римской империи.

Гай Юлий Цезарь.
Гай Юлий Цезарь.
Гай Юлий Цезарь.

2. Царь – уникальный титул. Хотя королей осталось не так много, царей не осталось ни одного. Да и всегда титул «царь» (в праславянском звучало как *cěsarь, затем сократилось до цьсарь, и затем царь) – являлся уникальным титулом. Им пользовались лишь монархи славянских государств. Территория, на которую распространялась власть царя, именовалась царством.

3. Королевства, тем не менее – более древнее понятие, чем «царство». Отдельные независимые королевства – обычно под ними подразумевают города-государства древности – предшествовали появлению объединенных государств (империй – или царств). Вожди народов (в первую очередь готских) пришли и на смену цезарю рухнувшего Рима. Это были молодые государства со своими родовыми вождями как государями.

4. Титул князя подтверждает и утверждает общность скифских, славянских и готских народов, о которой я прежде много писал. Этимология славянского слова «князь» - это еще одно указание на общность обозначенных народов. Слово «князь» происходит от прото-германского корня kuningaz, от которого происходят в т.ч. англ. king, нем. König, др.-сканд. konungur. В свою очередь, корень kunungaz является родственным латинскому genus - род. Таким образом, корень kuningaz означает "старший в роду". (Например, параллели в английском king - король, kinsman - родственник, kinship - родство, kind - род).

5. Король – старший в роду. Царь – наследник из избранного рода. Князь и король – гораздо ближе друг к другу, чем царь и князь. Титул как князя, так и короля, буквально означал "право на власть по причине старшинства в роду". Царь же был отпрыском избранного (не обязательно старейшего) рода.

6. Царь – это славянский титул. Царский титул в славянских языках известен с 917 года, когда его принял болгарский князь Симеон, разгромивший Византию. Симеон Болгарский назвал себя тогда ромейским и болгарским царем. Прежде славяне использовали этот титул, когда говорили об императорах Рима и Византии, им именовали владык Израиля и Иудеи. Но постепенно этот титул стал титулом славянских монархов, и им стали называть всех правителей монархического уровня, как, например царей Армении и Грузии, Древней Греции и Древнего Египта.

7. У монархов на Руси с XVI по XVIII века титул царя был главным. Со временем он был заменен императорским, но продолжал широко использоваться, в том числе при перечислении полного титула русского монарха.

8. Первым венчанным русским царем сделался Дмитрий – внук Ивана Третьего. Однако, около 1504-го года, вскоре после смерти деда Дмитрий был умерщвлен. На его место вдовствующая царица София (Зоя) – вторая жена Ивана Третьего – посадила своего сына Василия. Таким образом смерть первого венчанного русского царя сделалась своего рода историческим пророчеством относительно последнего русского царя. Венец мученичества принял первый русский царь, и такой же венец принял царь последний.

9. Русские цари появились значительно позднее, чем западные короли. Первым цезарем, то есть, царем на Руси, стал сын Василия - Иван Грозный в 1547 году. Из-за своего не слишком благородного появления на троне Василию не была предложена честь коронации. И он оставался, как и его отец – великим князем. Но вот Ивану выпала честь сделаться царем.

10. Титул царя являлся эквивалентом титула императора. Ко времени венчания первого на Руси царя Византийская империя пала (спустя 1000 лет после Римской), и вместе с ней пришел конец цезарей в Византии и Новому Риму (Царьграду). Но одновременно с этим начался период царей в России, которая стала считать себя Третьим Римом. А русские цари стали считать себя приемниками римских и византийских цезарей - императоров.

11. Царь – более экспрессивный титул. В связи с быстрым распространением западной культуры и в силу того, что короли (в отличии от царей) – это реальность сегодняшнего дня, термин «король» сделался гораздо распространеннее термина «царь». Даже специфические титулы, такие как эмир, или шах часто именуются в прессе «королями». Но такое унифицированное употребление приводит к потере стилистической экспрессивности. Слово «царь», хотя и анохронизм на текущий день, можно считать более стилистически экспрессивным, чем «король» - потому что оно связано с определенного рода властью, отличной от власти королей.

12. Король считается правителем национального государства.
А царь - это император, т. е. правитель империи, многонационального государства.

13. Титул короля восходит к временам Карла Великого, потомки и последователи которого тоже хотели удержать титул и власть великого предка.

Как императоры Рима стали называть себя цезарями в честь Юлия Цезаря, так и потомки европейских монархов стали называться Карлами – королями. Разница состояла в том, что европейские монархи господствовали (после Карла Великого) над национально монолитными группами, объединенными, как правило, одним языком. В то время как цари руководили много-национальными территориями, управляли племенами с разными языками. В латинской группе языков «карла» заменяет слово “рекс”, у французов есть слово “рой”, и так далее. А вот слово «король» имеет скорее славянское происхождение.

Но большая часть отличий между правлением и культурой королей и царей связана не с происхождением названия, но предопределено культурными различиями стран, которые они представляют. Так что титулы монархов – королей и царей – исторически окрашиваются в различные цвета и оттенки, которые и закрепляются за названиями в зависимости от контекста истории. Рассмотрим некоторые сходства и различия в правлении королей и царствовании царей.

14. Король рассматривался в первую очередь как высокопоставленный вельможа, князь, который регулировал отношения между другими влиятельными семьями. Его управление страной как таковое отходило на задний план. На переднем плане было обслуживание своей расширенной (по титульной основе) семьи. Между народом и королем (верховным феодалом, лордом, господином) лежала огромная, ничем не преодолимая пропасть.

15. Различные интересы. Хотя в принципе царского правления находится много сходного с принципами работы королевской семьи и обслуживания ее интересов – все же акценты в обоих случаях расставлены по-разному. Царь печется в первую очередь об интересах страны, и уже опосредованно – об интересах семьи, которая представляется в царской модели как призванная эффективно служить отечеству. И ценность семьи и ее отдельных членов и определяется их полезностью Родине, эффективностью их службы. Конечно, все со временем порастает рутиной, теряет свой высокий дух, остается лишь формой. Но все же идеалы царской семьи далеки от идеалов королевской семьи.

16. Разные жизненные ценности. В королевской семье детям как бы внушается мысль, что они должны быть наиболее привилегированными людьми. Что они должны быть счастливы как их самые осчастливленные ими приближенные – и даже еще счастливее. А в России последняя царица Александра Федоровна, к примеру, говорила сыну, Алексею, укладывая его спать на жесткую солдатскую кровать: «Помни, что твой крест, крест будущего царя в том, что ты не можешь быть счастливее самого несчастного из твоих последних подданных. И только делая их счастливее – ты сделаешь счастливее себя.» Это, конечно, мой весьма вольный перевод многих писем детям, написанных императрицей Александрой Федоровной. Но эти слова отражают русский идеал царя. Таким видели царя его подданные, таким должен был и сам царь себя видеть. Не всегда это происходило, по греховной человеческой природе. Но идеал оставался неизменным.

17. Царь – чтобы его любили. Король – чтобы его боялись. Конечно, при обоих формах власти существуют неотъемлемые компоненты любви и страха. Но распределены они по разному. Почему произошло такое распределение акцентов в идеалах и ожиданиях? Трудно проследить все факторы, но стоит упомянуть хотя бы такие слагаемые, как характер и композиция народа. Славянский народ, если он боялся и любил царя, мог стерпеть от него что угодно. И, напротив, если царь становился народу не люб, то против него поднималась народная дубина – даже если он прекрасно кормил и обслуживал свой народ.

18. Отношение к королю складывалось скорее по расчету – что этот король сделал в сравнении с другим и третьим королем? И какой король – лучший. Конечно, были моменты истории, когда народы на руках готовы были носить своих королей. Но это были отдельные вспышки. В целом, западный человек относился довольно безразлично к своим королям. Короли были далеки, недосягаемы и все, в принципе, похожи друг на друга, желающие одного и того же, только в разной степени. О королях вспоминали редко, а если вспоминали – то чаще всего потому, что им напоминали о новых желаниях короля.

19. У славянских народов людям надо было, как я уже говорил, любить своего царя. Он был для многих людей – как член семьи. О царе искренне молились, в его верности им они не сомневались. А когда перестали молиться (и напрасно), как начали сомневаться (и, опять-таки, напрасно) в верности царя народу – так и потеряла Россия своего вернейшего ей государя.

20. Король считался светским правителем, так как правителем в делах церковных (которые простирались на все сферы жизни семьи и общества) был Папа Римский. На Руси, однако, царь был еще и помазанником Божиим. Титул Царь Московский появился на Руси вследствие переезда православного патриархата в Москву после захвата турками Константинополя в 1453 году. Великий князь московский стал защитником христианской веры, в виду чего на него глядели как на царя в библейском смысле слова.

Роль митрополитов и даже патриарха на Руси никогда не была сравнима с ролью Римских пап и прелатов, управлявших народами, как настоящие феодалы. В королевстве его подданные вначале обращали свой взгляд на Папу Римского, претендовавшего на их души и тела, и потом уже – на короля, претендовавшего лишь на их тела. На Руси народ обращал свой взор прежде на царя, и потом уже на церковных лиц.

Папа Римский поставлял и смещал Европейских королей.
Папа Римский поставлял и смещал Европейских королей.
Папа Римский поставлял и смещал Европейских королей.

21. У царя – больше полномочий, чем у короля. Статус царской власти давал привилегии гораздо более широкие нежели титул Великого князя или короля. Царь мог свободно подчинять себе князей, не опираясь более на принцип старшинства в роду.

22. Взгляд на русского царя, как на царя нового, Духовного Израиля – венчает мозаику сходств и различий между царями и королями. Короли рассматривались теперь как библейские «цари земли» - князьки различных народов земли. Но царь – это царь Израилев, Божий помазанник, призванный быть гарантом положенных Богом заповедей справедливости и милосердия. на Земле. Царь – есть Божий помазанник, который в своем земном царстве старается воплотить принципы Царства Божия. Такое понимание царства и царя ставят эти титулы далеко впереди понятий «король» и «королевство».

Я, конечно, вынужден был подчеркивать, акцентировать какие-то вещи, чтобы обозначить более четкую картину. Согласен, что нюансов гораздо более, чем я упомянул. И не все упомянутое мною является во всех случаях выразительными отличительными чертами королевства и царства. Я лишь стремился подчеркнуть тенденцию.

В заключении хочу сделать некоторые практические выводы. Несмотря на то, что «король», как мы видели, не является понятием столь ярким и отличительным, как «царь» - народы не спешат избавляться от своих королей. Более того – люди гордятся своими королями, обсуждают их каждый шаг, каждый вздох.

Мы - поспешили. Русские люди были лишены – сами лишили себя преимущества царя. Чем скорее мы это поймем, тем скорее все в мире станет на свои места.

Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен:
"Открытая Семинария",
"Открытое Будущее",
"Открытая Библия",
"Открытая Церковь".
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале «Открытая семинария».
А на YouTube канале «Солёное радио» мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.