Любовь к государю, или почему церковь не хотела канонизировать Серафима Саровского?

1,7k full reads
3,2k story viewsUnique page visitors
1,7k read the story to the endThat's 54% of the total page views
11,5 minutes — average reading time
Любовь к государю, или почему церковь не хотела канонизировать Серафима Саровского?

"Радость моя!" - улыбался Серафим Саровский приветствуя людей. И мне тоже хотелось бы приветствовать вас сегодня, в день памяти преподобного Серафима Саровского, этими словами: "Радость моя!" В ближайшие дни мы прикоснемся к одной из главных загадок нашей истории - притом не только прошлого, но и ближейшего будущего: ведь с именем Серафима Саровского неразрывно связаны пророчества о восстановлении в России монархии. И хотя многие сегодня касаются этих пророчеств, цитируют их - мало кто понимает их истинное значение и блеск мельчайших деталей. Надеюсь, что читатели Открытой Семинарии готовы к тому яркому свету, который прольется на них с пониманием этого пророчества.

Впрочем, я постараюсь подойти постепенно, чтобы не ослепить никого слишком ярким светом, и постараюсь быть краток, но не настолько, чтобы упустить важные детали или обречь кого-то на непонимание этого вопроса. Но для такой задачи мне понадобится несколько публикаций - две или три как минимум. А сегодня я должен сказать несколько слов о том конфликте, который сопровождал канонизацию преподобного Серафима. Потому что этот конфликт проливает важный свет на пророчество Серафима Саровского о восстановлении монархии, о котором мы и поговорим в ближайших публикациях.

1903 год, царь во главе процессии по канонизации Серафима
1903 год, царь во главе процессии по канонизации Серафима
1903 год, царь во главе процессии по канонизации Серафима

Итак, 118 лет назад (в 1903) в этот самый день, 1 августа, по настоянию государя был прославлен преподобный Серафим Саровский. Еще двумя годами ранее, в 1901-ом году, другой человек Божий, французский целитель Филипп Низье стал тем, кто убедил государя, что Серафим Саровский - есть одно из сокрытых сокровищ Руси, и что признание этого факта имеет принципиальное значение для будущего России. Удивительно (хотя для меня уже давно не удивительно), что именно с подачи француза государь забил этот гол, одержал эту победу, которую нам еще только предстоит оценить. С этого началась борьба за канонизацию Серафима.

"Наши" церковные лидеры, крайне занятые политическими интригами и финансами, весьма негативно отнеслись к предложению государя. Князь Владимир Волконский писал л событиях 1903-го года и о нежелании иерархов канонизировать Серафима Саровского следующее:

«Вокруг этого события тогда (1903 году) очень много шума – и литературного, и словесного. Шум был недоброжелательный «…». И несмотря на весь этот шум недоброжелательства, на старания доказать «искусственность» святости Серафима, народ упорно двигался в сторону монастыря; за месяц, за два уже были видны и отдельные богомольцы, и целые группы; шли решительно со всей России, шли отовсюду и шло множество; в день прославления в Сарове было около трехсот тысяч, и после этого шли и шли беспрерывно; и я глубоко уверен, что ни у кого из шедших на поклонение к старцу Серафиму сомнения не рождались в душе, и любовь к нему не уменьшалась» («Угодник Божий Серафима». – М.: Изд-е Валаамского монастыря. 1992г.)
Любовь к государю, или почему церковь не хотела канонизировать Серафима Саровского?

Во многом любовь к Серафиму Саровскому отражала в ту пору любовь народа к государю. Именно после признания государем святости этого человека в 1901-ом году народ по-настоящему полюбил своего почившего героя Серафима - твердого самодержавника.

И вот тут-то интересы царя и народы с одной стороны, и иерархов церкви с другой, увы, разошлись. Церковь не могла простить царю и царизму свое поражение за первенство в делах государства. Долгое время на Руси шло соперничество за пальму власти между патриархом и государем. При Иосифе Волоцком, и при патриархе Никоне церковь громко заявила о своем праве главенствовать в государстве и поставлять и низвергать царей. Это привело к конфликту с Петром Первым, который в 1718-ом году отменил единоличную власть патриарха, поставив на его место Коллегию - Синод. И вот, во времена Николая Второго, этого добрейшего государя, которого ошибочно считают слабым, церковь решила взять реванш и восстановить патриархат, а также возвысить патриархат над государственной властью. Божий способ возвыситься - это унизиться самому. Дьявольский способ возвыситься - это унизить другого. Увы, именно этот способ - унижения государя - и был выбран.

Любовь к государю, или почему церковь не хотела канонизировать Серафима Саровского?

Об этом много написано историками начала двадцатого века, так что нет смысла повторяться - да и я в своих публикациях прежде касался этого вопроса. Напомню лишь, что именно семинарии сделались рассадниками революционных движений, начавших расшатывание России. И именно церковь приведет страну к истерии войны 1914-го года, которую так старательно пытался избежать царь (памятуя о пророчествах). Надежды иерархов были простые: на гребне войны расшатать царскую власть, восстановить патриаршество и взять управление в свои руки.

Серафим Саровский же, напротив, подчеркивал именно роль царя как светоча для Руси. О Царе Николае II он пророчески говорил: «Того царя, который меня прославит, я прославлю». И его пророчества о Руси, о которых мы поговорим в последующих публикациях, неразрывно связывают судьбу России с судьбой государя.

Любовь к государю, или почему церковь не хотела канонизировать Серафима Саровского?

Это, по известным причинам, мало вписывалось в планы церкви. Тем не менее, под давлением государя они вынуждены были делать вид, что исследуют дело, но не находят причин для канонизации Серафима. Когда же, наконец (1903), государь, потеряв с ними всякое терпение, после почти трех лет переписки и переговоров с церковью, написал постановление: «Немедленно прославить!», церковникам ничего не оставалось делать, как повиноваться. Но обиду на царя они затаили.

Что же им особенно не нравилось в Серафиме Саровском? А то, что таких, как они, он винил в грядущем развале Руси. Еще в 1832 году он предсказал отступничество в церкви и, как результат, всеобщий бунт против Царской власти и кровавый конец Руси:

«Они дождутся такого времени, когда и без того очень трудно будет Земле Русской, и в один день и в один час, заранее условившись о том, поднимут во всех местах Земли Русской, и в один день и в один час, заранее условившись о том, поднимут во всех местах Земли Русской всеобщий бунт, и, так как многие из служащих тогда будут и сами участвовать в их злоумышлении, то некому будет унимать их, и на первых порах много прольется невинной крови, реки ее потекут по Земле Русской, много дворян, и духовенства, и купечества, расположенных к Государю, убьют…»

Любовь к государю, или почему церковь не хотела канонизировать Серафима Саровского?

Государь знал это пророчество. Более того, он знал, что это - правда (о чем мы поговорим чуть ниже). Он уже знал, что на уме у этих людей. И они знали. И канонизировать кого-то, сказавшего о них такие пророчества, и "подписываться под ними" им не хотелось. Канонизация Серафима Саровского явно укрепляла положение государя. Кроме того, подписываясь под канонизацией Серафима, иерархи подписывали приговор самим себе. Он писал:

"Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет... Апостол Павел говорит: «Такие апостолы - лукавые делатели принимают вид апостолов Христовых и не удивительно, ибо и сам сатана принимает вид Ангела Света поэтому не великое дело, что и служители его принимают вид служителей правды, но конец их по делам их». (2 Кор. 11, 13-14). По этому пути пойдут архиереи Русской земли и духовенство последних времён и гнев Божий поразит их…"

Признавая его слова истинными ( в силу канонизации) они ставили себя под суд его слов. И суд этот не замедлил на них прийти, когда им все-таки удалось, вопреки увещеваниям Серафима Саровского, расшатать царский престол.

Филипп Низье
Филипп Низье
Филипп Низье

Но была и еще одна крайне важная причина, по которой иерархи не хотели признавать Саровского: они были в курсе - "откуда ветер дует". А дул ветер перемен, ветер этой инициативы, как я уже отметил, от француза Филиппа Низье, который к тому же не был православным. Не был он, как обычно присуще французам, и католиком (что на Руси легко прощали). Был он просто христианином, человеком Божиим и чудотворцем, чьи дары и чудеса не смели оспаривать даже его самые отъявленные враги - священнослужители всех мастей и дипломированные доктора.

Напомню, что человек Божий Филипп лечил людей одной лишь молитвой, и немедленные результаты его молитв были настолько ошеломляющими, исцеление настолько явням, что медицинские академии многих стран (включая Россию, США, Англию и т.д.) выдали ему почетные дипломы доктора медицины. Которые, во исполнение пророчества о том, что нет пророка в своем отечестве, во Франции не признали и преследовали Филиппа всю его жизнь.

Любовь к государю, или почему церковь не хотела канонизировать Серафима Саровского?

В России же невероятные дары исцеления, данные Филиппу, были не просто признаны Медицинской академией, но и прекрасно документированы. Царская Семья, Академия наук, Медицинская академия, Вооруженные силы добились того, чтобы доктор Филипп сделался главным лейб-медиком России - должность, которую он не просил, но тем не менее получил - чтобы вскоре оставить.

Главными оппонентами Филиппа в России сделались архиереи, которые немедленно объявили его еретиком. Я помню, что говорим мы сегодня с вами о Серафиме Саровском, а не о Филиппе Низье. Но чтобы понять (хотя бы немножко) пророчества Саровского, особенно касающиеся восстановления в России монархии, нам необходимы эти исторические детали. Ведь Филипп Низье, будучи иностранцем, мало был знаком с Россией и ее историей, но, тем не менее, весьма решительно указал на Серафима Саровского - весьма малоизвестного в России, и вообще неизвестного за рубежом. Почему? Опять-таки все связано с пророчествами о падении России, и о последующем восстановлении монархии и о грядущем Белом царе. Филиппу, как и многим другим, даны были эти пророчества.

Любовь к государю, или почему церковь не хотела канонизировать Серафима Саровского?

Филипп Низье оказался в 1901-ом году в России не случайно. Его пригласили помолиться об обретении русской царской четой наследника престола. Я не буду тут рассказывать, что это был за удивительный человек, Филипп Низье. Что-то я писал уже раньше, во многих деталях, чего-то о нем я и сам, честно говоря, не понимаю. Тем не менее, именно Филиппу было явлено, каким образом и когда погибнут государь, его семья и государство Российское. Ему же было явлено и то, каким образом и когда восстановлены будут на Руси вера и самодержавие. И он, со скорбью, поведал обо всем этом государю.

Это, кстати, очень тяжелый, самый тяжелый шаг - сказать государю такую вот правду. Сказать, глядя на него, глядя в глаза его прекрасной супруге, вспоминая чистые лица их деток... Когда ясновидец Авель говорил государям (троим лично!) о том, что с ними станется, какой их ожидает грустный конец - он непременно заканчивал в темнице.

Иконы с пророчествами Авеля
Иконы с пророчествами Авеля
Иконы с пророчествами Авеля

И Филипп рассказал государю о том, что было ему явлено. А государь-то это знал уже! Знал из сундучка с пророчествами Авеля, который он получил в день своей коронации. Кроме него и государыни никто эти пророчества не читал. Государь понял, что Господь послал ему свидетеля верного, и до конца своей жизни государь и государыня чтили Филиппа Низье (ум. 1905) как великого человека Божия. Впоследствии, во исполнение еще одного из пророчеств Филиппа, государь обретет другого человека Божия, который придет вместо Филиппа. Этим человеком стал Григорий Ефимович Распутин, который тоже со скорбью расскажет государю его судьбу и судьбу России, и поведает о том времени, спустя более столетия, когда Россия вернется в Богу и царю.

Также и блаженная Паша Саровская предрекала скорую гибель царской семьи, а затем, спустя сто с лишним лет, восстановление на Руси монархии. «Он выше всех царей будет», - говорила она как о госудаое Николае, так и о грядущем Белом царе. А на смертном одре кричала: "Царь, сам отрекись от престола!"

Паша Саровская (в центре)
Паша Саровская (в центре)
Паша Саровская (в центре)

Выводы

История повторяется: Государь до сих пор не канонизирован как мученик, не прославлен. Причины этого до боли схожи с прежним отказом церкви канонизировать Серафима Саровского: политические игры и желание выглядеть лучше, чем царь. Действительно, признав государя мучеником, церковь бы признала свою причастность к трагедии. Тогда потеряется лицо. Но найдется сердце, найдется разум, найдется путь. Что важнее?

Напомню, что пророческая драма не заканчивается с падением царя и веры на Руси: она заканчивается восстановлением царя и веры. Я ставлю все, абсолютно все, что имею - на это пророчество, точнее на целый ряд пророчеств. Соответственно, я и живу, и рассуждаю, и действую в соответствии с этим.

А вы как? Вот, сегодня празднуется день Серафима Саровского. А верим ли мы тому, что он говорил? А знаем ли мы его пророчества? Если не знаем - то из ближайших публикаций узнаем. А просто так принимать кого-то за святого, за пророка, и не верить его словам - значит повторить трагическую, гибельную ошибку иерархов, о которой мы тут писали. Если верить - то верьте. Иисус Христос предупреждал:

Фрагмент фрески: фарисеи, спорящие с Иисусом
Фрагмент фрески: фарисеи, спорящие с Иисусом
Фрагмент фрески: фарисеи, спорящие с Иисусом
29 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, 30 и говорите: «если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков»; 31 таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; 32 дополняйте же меру отцов ваших. Матфея 23:29-32

Как бы нам не оказаться в этой лицемерной категории. Серафим Саровский не был, в формальном смысле слова, убит первосвященниками и церковниками. Но он писал, что уходит из жизни преждевременно - из-за грехов архиереев:

"Мне, убогому Серафиму, от Господа Бога положено жить гораздо более ста лет. Но так как к тому времени архиереи русские так онечестивятся, что нечестием своим превзойдут архиереев греческих во времена Феодосия Юнейшего, так что даже и важнейшему догмату Христовой Веры - Воскресению Христову и всеобщему воскресению веровать не будут, то посему Господу Богу угодно до времени меня, убогого Серафима, от сея преждевременный жизни взять и затем во утверждение догмата Воскресения воскресить, и воскрешение мое будет яко воскрешение седми отроков в пещере Охлонской во времена Феодосия Юнейшего. По воскрешении же моем я перейду из Сарова в Дивеево, где буду проповедовать всемирное покаяние."

Изучением этого великого и странного пророчества мы и надеемся заняться с вами, радость моя, в одной из ближайших публикаций. Без понимания этого пророчества трудно, если не невозможно, понять главное пророчество Серафима Саровского - о приходе Белого царя.

Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен :

" Открытая Семинария ",
Заходите на мой сайт " Духовный миллионщик ". Там много интересного.
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале « Открытая семинария ».
А на YouTube канале « Солёное радио » мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.