54 903 subscribers

Откуда пришло христианство на Русь.

5,4k full reads
11k story viewsUnique page visitors
5,4k read the story to the endThat's 45% of the total page views
2 minutes — average reading time
Крещение князя Владимира
Крещение князя Владимира

В предыдущих публикациях мы уже говорили и об апостоле Андрее, и о Клименте Римском, и его учениках, которые были первыми христианскими миссионерами в Древней Руси. О проникновении христианства к скифским, готским, прославянским племенам можно говорить уже с конца I начала II века. Римские императоры, начиная с Трояна (98 - 117 гг.) выселяли многих приверженцев новой религии на окраины империи, в том числе на территорию современной Молдавии и Причерноморья. Здесь и произошло первое знакомство славянских племен с христианством. Некоторые исследователи предполагали наличие у уличей и тиверцев во времена Диоклетиана (284 - 305 гг.) организованной сети домашних церквей.

Предки славян - Угличи, Тиверцы и племя киевских полян – стали первыми из прославянских народов, кто соприкоснулся с христианскими народами Римской империи. Угличи и тиверцы жили на Днестре и от Днестра до нижнего Дуная. Как пишет историк Е.Е. Голубинский, угличи и тиверцы были покорены последним дакийским царем Децебалом. О христианстве в Дакии говорят Тертуллиан и Иероним, и если у первого можно разуметь римских колонистов, поселенных Траяном в Дакии, то у второго уже необходимо разуметь коренных жителей страны, между которых славяне составляли преобладающее большинство.

Вот как описывает А. В. Карташев, этот процесс в своей книге «Очерки по истории Русской церкви»: «Но вот в конце второго начале третьего века на просторах Великой Скифии, на Дунае осели христиане готы. Они покорили живущие здесь разрозненные племена тиверцев, угличей и других наших предков. Здесь была образована епархия в г. Томи, епископом был гот Вульфила. Конечно же все это откладывало свой отпечаток на местных жителей, наших предков. Хотя мы не имеем точных утверждений что они приняли христианство, но общение с южанами было неизбежно. Если верить летописцу, то киевские Поляне Резко отличались от других русских Славян своими нравами. Тогда как другие русские Славяне живут «звиринским образом, по скотски» , Поляне имеют обычай относиться кротко и в стыде, к своим снохам, сестрам, матерям , к родителям своим, свекрам и деверям. У них существуют настоящие браки, чего не было у других русских Славян. Поэтому видно, что христианство прочно водворилось среди Полян.

Кроме того – но подробнее мы уже говорили об этом в предыдущих очерках – большинство историков резко и искусственно разделяют между славянами и готами. Такие резкие движения недопустимы в отношении к народам, историческая и этническая матрица которых совпадает. Скифские, варяжские, скандинавские племена, жившие от севера и до Черного моря, никто никогда не звал княжить среди славян. Они и были, и есть – славяне. Но об этом мы говорили, и поговорим еще.

Во времена римских гонений, да и во времена папских гонений, и мусульманских (с конца седьмого века) христиане вполне могли найти и находили в славянских народах благоприятную почву пристанища и для распространения своей веры. Это подтверждается и некоторыми археологическими находками III—IV вв. в Крыму, к примеру. Важно помнить, однако, что в первые века своего существования христианство не имело значительного числа культовых принадлежностей, так что судить о распространенности христианства в том или ином регионе исходя из отсутствия прямых археологических данных было бы поспешно.

И все же, у нас имеется достаточно данных, чтобы хотя бы в общих чертах проследить формирование этого ребенка – в утробе Скифских народов. Будем помнить, от какого семени христианство пришло к славянам: царское, апостольское, мученическое.

Не уходите далеко, друзья. Самое интересное – впереди. Вернемся к истории князя, генерала Хейна в нашей следующей публикации.

Данное исследование повествует о нелегком пути русского христианства, о борьбе двух вышеназванных традиций в первые века своего сосуществования. Читателю предлагается взгляд на историю русской Церкви, который учитывает не только видение исторического процесса с точки зрения восторжествовавшего на определенном этапе византизма, но и те исторические перспективы, которые открываются сегодня исследователям, проявляющим интерес к русской и славянской духовности.(О.А. Жиганков, доктор исторических наук)
Данное исследование повествует о нелегком пути русского христианства, о борьбе двух вышеназванных традиций в первые века своего сосуществования. Читателю предлагается взгляд на историю русской Церкви, который учитывает не только видение исторического процесса с точки зрения восторжествовавшего на определенном этапе византизма, но и те исторические перспективы, которые открываются сегодня исследователям, проявляющим интерес к русской и славянской духовности.(О.А. Жиганков, доктор исторических наук)

Заказать книгу можно написав сообщение в группе "Открытая семинария"

-------

Понравилась статья? Не пожалейте сил нажать "палец вверх", поделиться статьёй с друзьями или прокомментировать! А чтобы не пропускать новые статьи, подпишитесь на мой канал и/или заходите на мой сайт "Духовный миллионщик". Там много интересного.