Помазание Белого царя

23 February 2020
1k full reads
6 min.
2,3k story viewUnique page visitors
1k read the story to the endThat's 45% of the total page views
6 minutes — average reading time
Жан Викторс. Помазание Давида. Эрмитаж, Санкт Петербург.
Жан Викторс. Помазание Давида. Эрмитаж, Санкт Петербург.
Жан Викторс. Помазание Давида. Эрмитаж, Санкт Петербург.

Продолжаем наше исследование жизни пророческого Белого царя, или "удерживающего" через рассматривание первого помазанного "Белого царя" - царя Давида. Я уже объяснял в предыдущих публикациях, почему жизнь всех царских помазанников в Священном Писании выстраивается определенным образом: 1) чтобы указать на Иисуса Христа как Царя царей и 2) чтобы указать на обетованных царей с востока, и Божия помазанника - нового Кира Великого. Сегодня мы как раз и посмотрим на то самое главное, что отличает Белого царя. Это невидимое глазу помазание, которое получает этот царь. Именно это помазание - и я через минуту объясню, что это такое - и делает человека по сути царем. Хотя тогда он был еще "парнишкой" (как его называли), и до получения короны были многие годы.

1 Царств 16:1: "И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после; Самуил же встал и отошел в Раму."

Помазание, которое получил Давид, внешним образом ничего не изменило. О нем никто не знал, кроме его семьи - да и те в Давида не верили. И, как мы увидим, из статуса пастухов его не повысили. Так зачем нужно было это помазание? И что это вообще такое? Что значит: царь-помазанник?

Это человек, запечатленный (или помазанный) Богом на особую миссию. Я уже говорил, что Библия знает три вида помазания, свидетельствующие о трех основных видах служения Духа Святого человекам: пророческое, священническое и царское. Только Иисус Христос обладал в полноте всеми этими тремя помазаниями. Людям же, даже особо избранным, отпускается по одному.

Тоже: Помазание Давида
Тоже: Помазание Давида
Тоже: Помазание Давида

Что это означает для человека? Что меняет? Что испытывает человек? Что испытывают другие люди? Какое оно - помазание?

Вначале отвечу на самый главный вопрос, который я даже не обозначил в списке этих второстепенных вопросов: в чем источник помазания? Кто его дает?

Конечно, есть в церкви, во всех церквах и деноминациях, обряды миропомазания. Я, как пастор, сам делал миропомазание много раз - для больных в основном. Но есть такое помазание, такое запечатление, которое может дать только Бог. Его не получить через самый дорогой и пышный обряд. Все эти обряды и коронации - они еще будут и в жизни царя Давида, как мы еще увидим - есть лишь внешнее признание людьми (спустя годы!) того тихого и невидимого стороннему глазу помазания, которое получил Давид у себя дома.

Что испытывал при этом сам Давид? Библия ничего не говорит об этом, но, безусловно, Давид нечто пережил - нечто совершенно особенное, что и пережить-то по идее нельзя. Но это упоение Духом прошло, и вслед за ним пришли будни - пастушеские будни. И тут уж у Давида было много времени, и он мог пойти двумя путями. Первое, он мог бы легко убедить себя - и братья ему в этом охотно помогали - что ничего не произошло. Ну, подумаешь, забрел к ним полоумный пророк, прячущийся от царя. Ну, вылил на Давида масла. Ну, хорошо было тогда Давиду - в экстаз, так сказать, вошел. Ну и все. Ничего особенного. Мало ли всего в жизни!

И снова: как себе представляют художники помазание Давида.
И снова: как себе представляют художники помазание Давида.
И снова: как себе представляют художники помазание Давида.

Знаете, такой образ мышления, присущий большинству людей - это черная дыра, в которую Бог и класть ничего не будет, потому что бесполезно. Давид выбрал второй путь: поверить, что то, что произошло с ним - это не мелочь. Масло-то с него давно уже стекло, а он потом еще месяцами и годами с верою размышлял об этом - и весь как будто пропитался этим священным маслом! Да-да, Давид мог бы это масло с себя спустить, как с гуся вода. Как Саул потерял свое помазание (о чем мы прочтем через минутку, в следующем уже стихе).

Вот я уже десятки, если не сотни раз в своей жизни перечитал историю Давида. И я думаю, что такой перерыв между неформальным и формальным помазанием Давида был обусловлен тем, что ему потребовалось много времени, чтобы прийти к пониманию, осознанию, воплощению того, на кого он был помазан - царя. Особенного царя.

Помазание - это не насильственное преображение человека Богом. Помазание - и его принятие - требует от помазанника во-первых веры, а во-вторых - действия. Помазание не изменяет человека - оно делает его открытым, способным к изменениям в одну, и в самую лучшую сторону.

Моисей помазывает Аарона на священническое служение
Моисей помазывает Аарона на священническое служение
Моисей помазывает Аарона на священническое служение

Помазание - не одноразовое действие. "И почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после." Вот это "и после" - самое важное тут. У помазания есть начало, как это и показано в истории Давида, но у него нету конца. Если только человек, как Саул, к примеру, сам не отвернется от своего призвания и помазания.

Прежде чем продолжить, хочу для тех моих друзей, которые мало знакомы с богословием, сказать несколько слов о служении Духа Святого. Я говорил о трех видах помазания, но помазание - это венец служения Духа Святого, и этого венца удостаиваются лишь избранные. Самым же первейшим служением Духа Святого является служение каждому человеку - КАЖДОМУ! Верующему или нет. Кто-то называет это - совестью.

Одна капелька масла
Одна капелька масла
Одна капелька масла

1 этап: наружный. Хотя Дух Святой работает над каждым человеком как бы изнутри, через его совесть, это служение Святого Духа остается по отношению к человеку как бы внешним. То есть Дух Святой не навязывается человеку, но ведет его всегда в одну сторону - к Богу, к Иисусу Христу. Идет человек или не идет, слушает Духа или, как пишет апостол, "прожег душу" - Дух Святой работает с каждым язычником и неверующим - до последнего дыхания. И я, как пастор, видел людей на смертном ложе приходящими к вере. Но вот надо бы пораньше это делать!

2 этап: внутренний. Так вот, если человек откликается на зов совести, на зов Святого Духа - он приходит к вере в Бога, в Иисуса Христа - и как Иисус Христос крестится и публично исповедует свою веру. Тогда Дух Святой - если человек искренен - живет В ЧЕЛОВЕКЕ. Святой Дух послан Христом, это Его Дух, поэтому и зовутся такие люди - христиане. Но не все, кто зовутся - ими являются, конечно. Но Дух Святой не входит В человека, если человек не верит. Дух Святой всегда останется у таких людей снаружи, хотя и рядом - если, конечно, они Его не разгонят.

3 этап: переполнение. Ну, а третий этап работы Духа Святого над человеком - и это уже целиком Божий выбор и Его желания - это "помазание". Масло, которое пророк Самуил излил на Давида - лишь внешняя иллюстрация, символ внутреннего процесса. Что же происходит?

А вот что: Дух Святой начинает, как это масло, переполнять человека, переливаться через края его сосуда, промочить всего человека насквозь и быть на всем, чего этот человек, и даже одежда его - касается. Все "смазывается" маслом в его жизни. Вот, говорят, что "дела идут как по маслу". Но в жизни Божиих помазанников не все так просто. И помазание Духом обычно ведет к драматическим, часто трагическим для человека последствиям. Оно дается немногим потому, что немногие могут его принять. Оно ведь может разрушить - как разрушило Саула, а вместе с ним чуть всю страну не разрушило.

Предлагаю вашему вниманию третью серию моего веселого сказочного сериала - "Семь дней из жизни одного стрельца" - сказочной притче о Белом царе. Сегодня же выйдет и четвертая серия. Смотрите всей Семьей!

Бог, как сказано, "смотрел на сердце" Давида и видел - что этот человек не побоится ничего на свете - лишь бы не потерять это Небесное масло. И Давиду это помазание стоило его спокойной жизни. Вскоре каждый день его жизни будет наполнен борьбой за выживание. И все из-за этого помазания! Потеря за потерей! Давид много раз пересекал ту черту, за которой люди ломаются. За которой вера ломается. Он падал. Он вставал и шел. По двум причинам. Во-первых, на нем было Божие помазание. Во-вторых, больше всего на свете Давид боялся это помазание потерять. Как потерял его Саул.

Нечто похожее, думаю, должно произойти и в жизни последнего Белого царя. Всему есть начало. Начало царю - его помазание. Не пышное, церковное. Но тихое и домашнее. Как у царя Давида.

Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен:

"Открытая Семинария",
"Открытое Будущее",
"Открытая Библия",
"Открытая Церковь".
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале «Открытая семинария».
А на YouTube канале «Солёное радио» мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.