60 631 subscriber

Русская Трагедия: все великие пророчества в одной притче

2,3k full reads
Русская Трагедия: все великие пророчества в одной притче

Остап Бендер (тот самый, что говаривал не без гордости, что папа его был турецко подданным) устами Андрея Миронова взывал к ангелам, как я взываю сегодня к моим уважаемым читателям: «Моих грехов разбор оставьте до поры: вы оцените красоту игры!» Вот и я хочу, чтобы вы прежде всего оценили красоту той Игры, на которую я вам хочу указать. На Игру, которую Господь Бог через Своих пророков запечатлел в Библии, и которую явил, как в живой притче, в истории одной семьи, затем во многих пророчествах, и в том понимании хода Всемирной истории, который предлагает и предполагает Библия.

Русская Трагедия: все великие пророчества в одной притче

Замысел этого Живого Романа, который пишется Богом, пишется каждым днем истории, столь велик, так захватывает дух благодарного читателя Библия (меня, к примеру), что мне, грешному, можно надеяться лишь на миг, как верхушку айсберга, озарить в сознании читателя сияющее очертание этой верхушки живого замысла Божественной Истории.

Это тот Сюжет, перед которым однажды снимут шапки и низко поклонятся все великие писатели, читатели, режиссеры и скринрайтеры. Только хочу попросить вас еще раз: прежде, чем делать или выносить свое суждение относительно того святого святых, увлекательного до жизни и смерти Замысла Божия, который я хотел бы хоть как-то кратенько отразить в этой краткой статье – оцените, хотя бы эстетически, красоту комедии и трагедии Божиего исторического романа, участниками и живыми (пока еще) свидетелями и непосредственными участниками которого являемся и мы с вами.

Я, как истинно русский человек, долго запрягал, да быстро повезу. Вот вам моя притча, отражающая библейскую историю. Я поменял лишь имена Иакова и Иосифа – на привычное нам имя Ивана. Итак, давным давно в «русской глубинке» жила одна семья – очень интересная, непростая семья. Ее главою являлся человек, назовем мы которого, как я и обещал – Иваном.

Иосиф Благословенный и его братья. Древняя христианская мозаика.
Иосиф Благословенный и его братья. Древняя христианская мозаика.

Иван, человек бедный, наемный, сбежавший из дома своих родителей, страстно влюбляется в Марию (назовем ее так) – дочь своего работодателя. Но обстоятельства складываются так, что за Ивана выдают сестру Марии – подслеповатую Лиду, которая была, к тому же, старше своей сестры Марии. Иван не слишком-то счастлив оказывается с Лидой, хотя у них рождаются дети, и все с виду хорошо. Но только с виду, потому что у Ивана была и любовница, даже две. И от любовниц у него тоже рождаются дети. И всех детей Иван пытается поддержать, равно как и их матерей, которые, несмотря ни на что, любят Ивана. Да, я забыл предупредить читателя – некоторые сцены Божественной Трагедии не должны показываться людям с умственным развитием до 16-ти лет.

Так вот, Иван добивается расположения и любви Марии. И у них рождается сын, которого назовем тоже – Иван. Он был младшим среди своих братьев, которые, к тому же казались сильнее его, обижали Ваню и не любили. Не любили в основном потому, что его больше всех любил отец, который дарил ему дорогие подарки. К тому же Иван был таким же белокурым и белолицим, как его мать, и его дразнили, что он – девчонка. Братья хотя и унаследовали от своего отца некоторые его черты все же, с точки зрения Ивана-Младшего, тоже более походили на своих матерей. Вот дети рыжей Лиды. А другие дети – чернявенькие, как их матери-наложницы, любовницы.

"И встретил Иаков в долине Рахиль."
"И встретил Иаков в долине Рахиль."

Да, сложно складывались отношения братьев. Но стали они еще хуже, когда отец решил оставить большую часть своих к тому времени немалых капиталов своему младшему сыну Ивану. И братья решают убить брата.

Впрочем, Ивану удается пропасть далеко, за границей. И там он, после множества перепетий и злоключений, обретает покровительство царя той стороны. Иван Иванович делается великим человеком. Он изменяется до неузнаваемости. Он женится на дочке одного из самых древних и благородых родов этой страны – на красавице Ольге. У них рождаются детки, идет жизнь. Он и "фамилию" получает новую - Ефремов. Еван Ефремов. Почему Ефремов? Об этом я писал.

Но вот наступает экономический кризис, который затрагивает весь мир. Благодаря мудрости Ивана Ивановича люди, целые народы, получают помощь и пропитание – и, таким образом, жизнь. И братья Ивана тоже ищут его помощи – никак не догадываясь, что великий Иван Иванович – это преданный ими брат. И они идут к нему, моля его о помощи. И он помогает им. Помогает долгое время, прежде чем решаетя открыться им – как их брат.

Это – уже великий сюжет. И к нему, кроме Библии, обращались многие великие писатели, в том числе Томас Манн, написавший известный роман «Иосиф и его братья». Но замысел библейского романа куда более велик, чем замыслы романов человеческих. Он не кончается историей Иосифа и признанием братьям. Он только начинается в этой точке. Давайте попробуеи проследить его дальше той встречи, когда растеряные братья узнали, что Иосиф (Иван) преданный ими – жив и здоров. Очень здоров.

Русская Трагедия: все великие пророчества в одной притче

Трудно тут описать чувства братьев – думаю, в них много всего было намешано, Бог им Судья. Но все они тогда пришли и поклонились своему младшему брату Ивану. И вспомнили они тогда тот сон, что однажды еще в детстве рассказал им их брат Иван – сон о том, что солнце и луна, и одиннадцать звезд – поклонятся его звезде, звезде Ивана. И пока они думали и гадали, как все так сложилось, как все это произошло, взял Иван свои гусельки, и пропел Иван таковы слова:

«Ай вы, братья мои буйные, ай вы, гой еси, добры молодцы!»

Русская Трагедия: все великие пророчества в одной притче

«Ай вы, братья мои буйные, ай вы, гой еси, добры молодцы!»

Когда он пел «гой еси» - то есть «вы есть народы» - братья притихли. «Почему он называет нас гоями?» думали они. А Иван продолжил свою песню, брынча на гуслях:

«То не я велик, то не царь велик, но Велик Господь, Бог спасающий. Он и спас меня для сего вот дня, до дня светлого, дня спасения. Но скажу я вам, братья милые, что мой сон, увы, еще сбудется. И как стали вы враги лютые, враги лютые брату вашему, так и после вас ваши детушки будут враждовать с моим семенем. И за это-то, добры молодцы, добры молодцы и товарищи, Бог рассеет вас да по всей земле, так что станете вы в ней скитальцами. И на много лет, до скончанья век, вы забудете отца с матерью, вы забудете, что вы братия, вы невзлюбите род Ивановый.

Русская Трагедия: все великие пророчества в одной притче

Что случилося в эти кратки дни, то аукнется и в столетиях. Так задумано для спасенья всех, ибо Бог Господь есть спасающий. Как Он спас меня, как Он взял меня в страну дальнюю, в страну страшную, с языком чужим – так возьмет Он вас, мои братушки, и рассеет вас по сырой земле, по большой земле, во все стороны. Он послал меня в страну чуждую, с языком чужим и обычьями, чтоб сберечь ее и помиловать, чтоб насытились сыновья ее, чтоб утешились ее дочери. Так и вас пошлет он во все стороны света белого, да широкого, да середь людей, и чужих степей, посадит Он лозу твою тучную, и лозу твою, виноградную. И по всей земле от плодов твоих будут пить да есть, да услаждятся. Все народы в вас обретут приют, вы же тоже в них приютитеся.

И рассказал Иосиф сон свой братьям: Все мы были на жатве в поле и вязали снопы. И вот вдруг мой сноп встал и выпрямился. И тогда ваши снопы стали в круг и поклонились моему снопу.
И рассказал Иосиф сон свой братьям: Все мы были на жатве в поле и вязали снопы. И вот вдруг мой сноп встал и выпрямился. И тогда ваши снопы стали в круг и поклонились моему снопу.

Как соседи отныне вы будете – не как братьям жить вам выпало. И смешаетесь вы с народами, и промеж собой вы смешаетесь. Но не слиться вам в житие одно, так что порознь жить вы будете. А вдали от вас, на Восток земли, там, где солнца шар поднимается, там насадит Бог от моей крови – от крови Ивана Ефремова. И настанет день, подрастет Иван, подрастет сынок, солнце-красное. И опять его не взлюбите вы, пуще ворога, смерти лютее. Как вы кинули меня в сыру ямушку, во темну-то ямушку глубокую, как продали вы дорогим купцам, иноземщине мою головушку, так вы кините моих внученьков, продадите мое наследие.

Но не надо слез! Все то сбудется, все то станется – для спасения. И оно придет, краше солнышка, краше месяца в небе ясного. От Ивана будет всем вам спасение – от моей семьи, рода племени. И настанет срок, и поклонятся Солнце красное, что от Иафета, Месяц ясный в небе темном Хамовом, звезды яркие, все звезды Симовы. Все поклонитесь вы Иванушке, брату вашему позабытому. Он и сам, Иван, позабыл родство, поклонился солнцу Иафета, преклонился Месяцу Хамову, звездам Симовым поклоняется – тем, что светят да над Европою. И ругает он все одну звезду, да звезду-то ту, что есть Иудина. Ох, он кроет-то ее матом ширеным, ох, грозит он ей казнью лютою.

Русская Трагедия: все великие пророчества в одной притче

Так ругал я вас, братья вы мои, как сидел я в той яме темненькой, как вели меня, под белы рученьки, в землю дальнюю, в землю лютую. Ох и крыл я вас, вы браты мои, словом ятренным, почти ядерным. Но открыл мне Бог – что для вас сберег жизнь мою, послал меня за море, за широкое море Египетское, что на то была волюшка Его, пресвятая воля благодатная. Что б в конце концов, от семи концов, с четырех сторон света белого, собрались ко мне, на лугу стопы, стоги зрелые, ароматные.

И как в тех стогах множество цветов, да и травушка, все муравушка – так и будет в тот веснокосный год, когда все пройдет – соберетеся. Каждый стоп тогда низко упадет пред стопом моим, стогом Ивановым. Было то во сне, станет и наяву - из детей твоих свиты снопы те. Посчитай, поди, сколько их в стогу – ароматных трав и травинушек. Коли ты сочтешь, сколько их в стогу, то детей твоих – все не сосчитать. И придут они к одному стогу, ко стогу придут да все Иванову.

"Мне снилось, - говорил Иосиф, - что солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились мне."
"Мне снилось, - говорил Иосиф, - что солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились мне."

И речет тогда им Иванов сын: ой вы, гой еси, добры молодцы! Добры молодцы, да со всей земли! То не мне-то вы пришли кланяться, не пред мной собрались вы с поклонами. Поклонитесь-ка лучше Господу, сотворившему нашу земельку. Поклонитесь-ка, вы голубчики, своему Отцу да Небесному! Так измыслил Он, так задумал Он – в глубине Своей вечной мудрости. Как замыслил Он, так Он и явил, а явил Он все – сынам пророческим. А как Он явил, так и будет все. Так и сбудется – мое пророчество!»

Иван Иванович остановился. Он отложил в сторону гусли и сказал, уже обычным голосом:

Русская Трагедия: все великие пророчества в одной притче

«Слышали это, братишки? Так все и будет. Мои дети будут во вражде с вашими детьми. Мы перестанем сознавать родство друг друга. Мы смешаемся со множеством народов – и определим, направим их судьбы, судьбы мира. Но лишь перед самым концом мы увидим и поймем – в страхе и оцепенении, в смирении и восхищении – этот великий замысел Божий. То, что случилось теперь с нашей семьей – повторится с целыми народами. Но не печальтесь и не тревожьтесь: через все это Бог хочет спасти нас, и спасти все народы. Он не хочет, чтобы вся травы – а люди, воистину, как травинки на лугу – сгорела в лесном пожаре. Он соберет все травинки в стога народов, и они поклонятся Ему, Богу Единому. А всякий, кто поклонится, всяк, кто Сына Его исповедует...»

Иван опять перешел на пение, хотя к гуслям не притронулся:

«И придут они все к Иванушке, да покаются во грехах своих. Всяк, кто Сына Его исповедует, смерть за нас с воскресением, тот наследует участь вечную, жизнь и счастие, любовь да радости. И да будет то, и воистину, станут в мире жить, припеваючи. Соберет Бог всех во селах Своих, во стоги Свои ароматные – да призрит на них солнце ясное, солнце нежное, невечернее, да призрит на них Лице светлое, лицо светлое Сына Божьего».

Он закончил свое пение. Братья стояли безмолвно.

Нестеров. Христос Странник.
Нестеров. Христос Странник.

P.S. Я, конечно, отразил в маленьком зеркальце своей души лишь тусклый отблеск этой Божьей задумки, явленной в Библии – но упорно игнорируемой людьми. Я отразил лишь искорку того грандиозного сюжета, который пишется на полотне истории широкими мазками народов, пишется рукой Божией. На мой взгляд есть единаственная причина, по которой люди еще не видят, не замечают этот сюжет и его очевидное воплощение в истории, которому я посвятил десятки своих статей. Эта причина очень проста: еще не пришло время. Еще братья должны дойти до абсурда в своей глупости и ненависти по отношению друг ко другу. Они должны еще до белого коления накалиться, прежде, чем поймут замысел Божий, найдут покой душам своим.

А нам – зачем нам-то беспокоиться? Я принимаю, всем сердцем, всей душой, всем разумом – этот чудесный сценарий, этот великий Роман, живою маленькою буковкою которого я и являюсь. Я – буковка. Вы – еще буковка. И еще, и еще, и мы складываемся в слова – хорошие, или дурные. «Раз, дощечка, два, дощечка – будет лесенка. Раз, словечко, два, словечко – будет песенка». Помните: наша Песенка еще не спета. И это – прекрасная Песня. У нее есть великий замысел, который весь перед нами – стоит лишь посмотреть. И у нее есть добрый конец – по сути, Начало еще более чудесной Песни вечной Жизни. Желаю вам насладиться обоими этими Песнями: песней нашей непростой жизни, и песней Жизни вечной.

Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен:
"Открытая Семинария",
"Открытое Будущее",
"Открытая Библия",
"Открытая Церковь".
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале «Открытая семинария».
А на YouTube канале «Солёное радио» мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.