В прошлой публикации, незаслуженно мало замеченной читателями, я говорил о том, чем увенчались поиски помазанника Всевышнего среди мусульман Персии середины 19-го века. Я также выдвинул тезис, что Сейид Али Мухаммад Ширази действительно был Бабом - то есть пророком, помазанником. Сегодня, как и обещал, поговорим подробнее об учении Баба.
Основные источники
К сожалению, большинство писаний Баба были утеряны или уничтожены. Сам Баб заявил, что они составляют около 20000 страниц текста. Набиль-и-Заранда в «Рассвете» упоминает о девяти толстых комментариях на Коран, отобранных у Баба во время ареста и заключения в тюрьму в Мё-Ке. Комментарии эти, написанные Бабом, были бесследно потеряны - скорее всего уничтожены. Воссоздание истинного текста произведений на основе немногих сохранившихся фрагментах - не так просто, да и некоторые тексты требуют значительной работы по выявлению источника. Другие, однако, находятся в хорошей форме; некоторые из работ Баба доступны в почерке его доверенных секретарей.
Большинство работ были написаны Бабом в ответ на разные задаваемые ему вопросы. В настоящее время в Отделе архивов Всемирного центра Бахаи хранится около 190 фрагментов с текстама Баба. В дополнение к основным произведениям, Баб писал многочисленные письма своей жене и последователям, много молитв для различных целей, многочисленные комментарии на стихи или главы Корана, и многие проповеди (большинство из которых никогда не были им сказаны).
Многие из этих трудов были утрачены; другие выжили в компиляциях. Выдержки из нескольких основных произведений были опубликованы в единственной сборнике произведений на английском языке.
Учение Баба
Хотя кажется невозможным восстановить в полноте все учение Баба, некоторые вещи могут быть изложены с уверенностью. В сохранившемся послании Баба, распространенном «Письмами живущих » (его 18-ю учениками) через Иран и южный Ирак, говорится о том, что традиционное, старое исламское устроение закончилось, поскольку оно было заменено новой эпохой, на которую указывали исламские пророчества.
Вот эта эпоха и настала, и Коран теперь надо понимать в новом свете. И в своих многочисленных комментариях - которые были, скорее всего, уничтожены - Баб именно это и делал. Он показывал, на что на самом деле указывал Коран - каждый стих его - теперь, когда явилось новое откровение, началась новая эпоха.
Учение Баба можно разделить на три основные группы. Его ранние труды состоят в основном из его интерпретации Корана. Позже его акцент переходит к философским и метафизическим вопросам. Наконец, отвечая на некоторые практические вопросы, он переходит к законодательным разработкам.
Одной из наиболее ярких особенностей учения Баба, как уже было замечено, было его заявленное отношение к двенадцатому, или скрытому имаму. Мусульмане-шииты верят, что, когда мир станет угнетенным, имам Махди (также называют Каим) выйдет из "оккультизма" (скрытого состояния) и восстановит истинную религию на Земле, и приготовит живущих к концу света и Судному дню.
Сам Баб косвенно отрицает доктрину Оккульта-Иона, утверждая, что его проявление было символическим возвращением имама, а не физическим появлением имама Махди, умершего тысячу лет назад. Да и про грядущего в конце окрывшейся эпохи Махди Баб говорит, как о человеке, которому предстоит еще родиться и вырости.
Баб учил, что его откровение было началом апокалиптического процесса, который довел исламскую диспенсацию до своего циклического конца и начал новую диспенсацию - эру, эпоху. Баб, как сообщается, заявил, что «Судный день» относится к временам, когда Мессия приходит судить тех, кто живет на Земле. И к этому Дню, чтобы смягчить его, приготовляет путь предтеча - Махди.
Он говорил, что Бог явит мессианскую фигуру большей пропорции, чем он. Человек этот, Махди, принесёт большее послание, чем труды Баба. Баб открыто заявлял, что играет ту же роль, что и Илия или Иоанн Креститель, то есть предшественник, который прокладывает путь к более верной религии, и к Махди, который утвердит ее.
Что пошло не так?
Я не хочу выступать в роли арбитра и выносить приговоры, поэтому поделюсь лишь своим мнением. Я уже говорил в предыдущей статье, что современный бахай - совсем не там, куда метил его основатель. Сегодняшнее движение Бахай встало в первые ряды экуменизма, граничащего со всеядством. Да и ожидание Махди среди последователей бабизма как-то угасло. Что же произошло?
Много чего произошло за более, чем столетие. А началось уже вскоре после расстрела Баба и его учеников в 1850-ом году. Стадо осталось без пастыря. Так и полагалось - до появления Махди. Но Махди появился, точнее объявился уж слишком рано, уже в 1863-ем, спустя 13 лет после смерти Баба.
Бахаулла, основатель Бахаизма, был последователем Баба (с 27-ми лет) и заявил в 1863 году, что он исполнил пророчество Баба. Будучи уже не столько знатоком Корана и пророчеств, сколько хорошим администратором, Бахаулла повернул корабль рассеянного стада по ветру. Он дал свое имя (Бахаи) тому движению, которое началось и сплотилось вокруг Баба. Он, в каком-то смысле, организовал и спас этот народ. Но он не был - как он утверждал - исполнением пророчеств Баба. Он не был Махди. И учение, которое он набросал для оказавшихся без пастыря овечек, мало походило на учение Баба.
Так как Бахаулла объявил себя Махди, ему пришлось все пророчества Баба о последнем времене и об их трагизме истолковать в рамках гонений на бабистов. А с его приходом, как Махди, мир уже вступил в новую эпоху и будет теперь постепенно эволюционировать к лучшему. Быстрота преобразований, о которой говорили пророчества о Махди, уступила место эволюции процесса. Дальше, как говорится, история.
Но почему я так уверен, что учение Баба, как и его призвание - были от Бога? С одной стороны я уже ответил на этот вопрос этой статьей: Баб признавал Иисуса Христа как Того, Кому поклонятся мусульмане. Это делает его апостолом мусульманам. И как каждый апостол, он закончил жизнь печатью мученичества.
Личные качества этого человека, стремительность событий, окружавшая его, свидетельства учеников - все это тоже вносит весомый вклад в мое позитивное понимание этого человека Божьего. Но самое главное - не это. Самое главное свидетельство того, что Сейид Али Мухаммад Ширази был тем, кем заявлял - Бабом (пророком) - я вам еще не сказал. Оно настолько чудно и удивительно, что заслуживает отдельной публикации.
Здесь же, в заключение я хочу сказать, что Баб действительно открыл собой новую эпоху, предсказанную во многих пророчествах. И еще он открыл дверь для единственно возможного, по-настоящему возможного, дружеского диалога между христианством и Исламом. Не для компромиса, не для политических игр - а глядя на последователей Баба, остававшихся ревностными мусульманами и возлюбившими Иисуса Христа.
Вера - это не церковные обряды, даже самые дорогие и красивые, не народные традиции - хотя это все тоже важно. Вера - это живые отношения человека с Иисусом Христом - через Духа Святого. Такие отношения будут и у мусульман - скорее всего, еще вперед многих христиан. Модель Баба будет в широком масштабе осуществлена с приходом последнего Махди - Белого царя.
Чтобы не пропускать новые статьи на разные темы, подпишитесь на мои каналы на Дзен:
"Открытая Семинария",
Заходите на мой сайт "Духовный миллионщик". Там много интересного.
Не мало интересного вы найдёте на моём YouTube канале «Открытая семинария».
А на YouTube канале «Солёное радио» мы проводим прямы эфиры на разные темы.
Вступайте в группу "Открытая семинария" в ВК.