Что отражает наше разумение Апокалипсиса?

Так сложилось, что субъективное мнение человека о состоятельности того или иного подхода к разумению смыслов книги Откровение Иоанна Богослова строится через оценку того, насколько предлагаемые толкования отвечают на уже имеющиеся у человека внутренние вопросы.

Однако если рассуждать о подобных оценках объективно, большинство людей согласятся с тем, что в отношении неочевидных пророческих смыслов Откровения опираться в оценках толкований только на собственные ощущения и ожидания было бы неправильно.

Кроме того, каждый человек в той или иной степени осознает, что имеющиеся у него вопросы являются прямым продолжением его собственных разумений и убеждений.

Отражение всегда соответствует оригиналу...
Отражение всегда соответствует оригиналу...

Поэтому несмотря на то, что все люди желают и ищут именно тех знаний, которые «предварительно» оценены ими как полезные, нужные и важные, — в некоторых случаях их личное разумение того или иного предмета или понятия просто не позволяет им сформулировать те вопросы, ответы на которые приблизят их к желаемой цели.

Что касается людей верующих, — христиане понимают, что имеющиеся у человека знания и убеждения чаще всего несовершенны, а порой и откровенно ошибочны. А из этого следует, что некоторые вопросы, на которые мы желаем получить ответы, могут быть настолько некорректными, что правильных ответов на них просто не существует.

Другими словами, поскольку непонимание проявляется не только в отсутствии ответов на возникающие вопросы, но и в неточности и неверности самих вопросов, — человеку, который стремится мыслить объективно, необходимо допускать возможность того, что те вопросы к книге Откровение, посредством которых он ищет в ней (и в доступном для себя виде не находит) предполагаемые им же самим смыслы, не направляют его к пониманию, а отражают уже имеющиеся у него неверные разумения и убеждения.

(А в самых «тяжелых» случаях свидетельствуют о ненадлежащем состоянии тех внутренних основ, опираясь на которые человек задается теми или иными вопросами)

При этом в предыдущих публикациях были приведено множество аргументов в пользу утверждения, что отдельные события Откровения не могут объяснять сами себя, если не рассматриваются именно в том статусе и в той роли, которая отведена этим событиям в общей панораме новозаветных пророческих смыслов. А это означает, что всякий, кто собирается оценивать состоятельность предложенных ему толкований через степень соответствия этих толкований своим собственным внутренним ожиданиям, должен быть абсолютно уверен в том, что он верно понимает все основные смыслы Откровения Иоанна Богослова.

Так или иначе, роль самых загадочных деталей и подробностей книги Откровение, которыми в первую очередь интересуется большинство ее читателей, не является определяющей. Эти отдельные фрагменты и подробности являются «вспомогательными», и призваны сопровождать основные смысловые линии, прорисовывать и уточнять дополнительные аспекты, указывать на существенные обстоятельства, и т.д.

Однако общая композиция книги, а также внутренняя логика ее образов и сюжетов, являются частью более масштабных смыслов, к которым относятся:

— свидетельства о Личности и Миссии Господа;

— раскрытие новозаветных смыслов многочисленных образов и пророчеств Ветхого Завета;

— утверждение новозаветных спасительных истин;

— возвещение различных аспектов новозаветной духовной реальности, и т.д.

И поскольку суть любого текста, и тем более целой книги, заключена не в отдельных деталях или фрагментах, а в ее общих, главных, основополагающих смыслах (и это тем более справедливо для письменного слова ап. Иоанна, представляющего библейские события с особенной, собирательной и «объединительной» точки зрения), — истинные значения отдельных образов и событий, обозначенных в Откровении Иоанна Богослова, следует искать в области основных новозаветных смыслов, присущих не только Откровению, но и всему Св. Писанию.

__________________________________________________________________________________________

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: Толкования Апокалипсиса: общее и частное

Предыдущая статья: «Воплощенное будущее» в свидетельствах ап. Иоанна

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)