Главное библейское предупреждение для последних времен: «Итак, бодрствуйте...»

<100 full reads

Достаточно точные смысловые соответствия Елеонских пророчеств Спасителя и пророческих панорам, представленных в Откровении Иоанна Богослова (об этом шла речь в предыдущей публикации), не ограничиваются внешней стороной происходящего, но включают в себя определения внутренних состояний как всего мира, так и тех людей, которые станут свидетелями и участниками грядущих событий.

Так, завершая Свою проповедь на горе, Господь сначала сравнивает признаки грядущих времен с ветвями смоковницы, которые становятся мягкими при приближении лета (Мф.24:32-34, Мк.13:28-30, Лк.21:28-32), — а затем утверждает, что «небо и земля прейдут», но все возвещенное непреложно (то есть окончательно определено, и не «пройдет мимо», и совершится именно так, как возвещено, Мф.24:35, Мк.13:31, Лк.21:33).

И точно таким же утверждением завершается повествование книги Откровение: «И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре» (Откр.22:6).

Кроме того, в самом конце Елеонской проповеди Господь говорит о полной неизвестности последнего дня и часа («О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец», Мк.13:32; сравн. – Мф.24:36). Причем в качестве примера того, как наступит конец времен, Спаситель уподобляет Последний день всемирному потопу (Мф.24:37-42, Лк.17:26-27) и уничтожению Содома (Лк.17:28-30), — а затем дополняет эти смыслы притчами о воре (тате), благоразумном рабе (Мф.24:43-51) и бодрствующем привратнике (Мк.13:33-37).

Лк.21:34-36 те же смыслы выражены в словесном увещевании и призыве бодрствовать)

Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру (Мк.13:35)
Итак бодрствуйте, ибо не знаете, когда придет хозяин дома: вечером, или в полночь, или в пение петухов, или поутру (Мк.13:35)

И в точности те же общие смыслы (и даже буквальные сравнения) присутствуют в утверждениях книги Откровение Иоанна Богослова:

Главное библейское предупреждение для последних времен: «Итак, бодрствуйте...»
Главное библейское предупреждение для последних времен: «Итак, бодрствуйте...»

А это означает, что Евангелия и книга Откровение прямо соответствуют друг другу в том числе и в описаниях всех возможных состояний тех людей (как ожидающих, так и не ожидающих Второе Пришествие), которые, находясь во плоти, будут пребывать «в мире сем» в последние дни нынешнего века.

Что касается буквальных и очевидных признаков наступления самого последнего дня и часа, которые некоторые толкователи безуспешно пытаются найти в Откровении Иоанна Богослова, — нужно еще раз отметить, что согласно синоптическим Евангелиям и самой книге Откровение Пришествие Господа произойдет совершенно неожиданно, в неизвестный день и час, «как тать ночью», и может совершиться буквально в любой момент.

А поскольку единственным признаком конца времен, который упоминается во всех образах-описаниях Второго Пришествия, является «ночное время» этого неожиданного события (Мф.24:29-30, Мф.24:42-44, Мф.25:1-13, Мк.13:24, Мк.13:33-37, 2 Пет.3:10 и т.д.), — вполне очевидно, что обобщенные признаки конца времен приводятся в священных текстах не для того, чтобы верующие, не находя некоторые из них в современной им видимой реальности, приобретали уверенность, что о немедленной и мгновенной погибели видимого мира речь пока не идет.

Напротив, все это сформулировано и представлено в Св. Писании таким образом, чтобы христиане постоянно видели вокруг себя подобные проявления, — и, разумея то, что они видят, знамениями последнего времени, пребывали в ежедневном и ежечасном бодрствовании.

А такое понимание, в свою очередь, означает, что в священных текстах, включая и книгу Откровение, нет и не может быть смыслов, которые могли бы свидетельствовать об отдаленности Второго Пришествия, — но все говорит только о его близости.

И об этом же свидетельствуют слова «ибо время близко» и «се, гряду скоро», которые наряду с другими утверждениями, имеющими всеобщие знаменательные смыслы, «открывают» и завершают все повествование Откровения Иоанна Богослова (сравн. Откр.1:3Откр.22:10; Откр.1:7, Откр.3:11Откр.22:7, Откр.22:12, Откр.22:20).

(Одним из эпизодов, где свидетельства синоптических Евангелий и книги Откровение «расходятся», выглядит «елеонское» предупреждение Спасителя о необходимости бегства из Иудеи при появлении «мерзости запустения» и из города Иерусалима при окружении его войсками, Мф.24:15-16, Мк.13:13-14, Лк.21:20-21.

А в похожем фрагменте из Откровения речь идет не об Иерусалиме, а о Вавилоне:

Главное библейское предупреждение для последних времен: «Итак, бодрствуйте...»
Главное библейское предупреждение для последних времен: «Итак, бодрствуйте...»

Однако, как уже отмечалось в предыдущих публикациях, слово об Иерусалиме, хотя и содержит указание на «вавилонский плен», сравн. Лк.21:24, строится через «буквальное» пророчество, которое возвещает близкое по времени разрушение одного конкретного города, — а книга Откровение, которая появилась уже после этого события, говорит только о тех вселенских смыслах, которые пребудут актуальными все новозаветные времена, причем представляет выход из Вавилона в образах исхода из Египта.

Поэтому несмотря на то, что Откровение свидетельствует о необходимости «бегства из обреченного города» через иной библейский образ, т.е. не через «Иерусалим», а через «Вавилон», — между эсхатологическими главами трех Евангелий и книгой Откровение и в этом случае сохранятся полное смысловое соответствие)

Другими словами, есть все основания предполагать, что в эсхатологических главах синоптических Евангелий и в соответствующих им фрагментах из различных сюжетов Откровения Иоанна Богослова прорисованы одни и те же новозаветные свидетельства, согласно которым время между Первым и Вторым Пришествием Спасителя должно восприниматься «временами бодрствования», тайна которых имеет намного более возвышенный смысл, чем вопрос об их фактической (т.е. «календарной») продолжительности.

Более того, несмотря на то, что некоторые детали эсхатологических пророчеств Елеонской проповеди (например, окружение города войсками, Лк.21:20) выглядят как буквальные события, которые видны обычному человеческому взгляду, — вполне очевидно, что ни в синоптических Евангелиях, ни в Откровении Иоанна Богослова нет и не может быть ни буквальных, ни иносказательных описаний, на основании которых возможно было бы «прочитать» или «исчислить» календарные времена и сроки Второго Пришествия Спасителя.

(Или наоборот, утвердиться в мысли, что Второе Пришествие в ближайшие дни или месяцы невозможно, так как чего-то конкретного, что должно исполниться до этого события, еще не произошло)

Вместо вычислений буквальных времен и сроков всем уверовавшим во Христа предлагается обрести и усвоить христианский образ мысли, позволяющий ясно видеть в окружающей их реальности все без исключения признаки приближения и наступления последнего дня.

И бодрствовать не только в вере, но и в разумении, что «день Господень так придет, как тать ночью» (1 Фес.5:2), — то есть абсолютно неожиданно и для каждого пребывающего в греховном сне, и для всего ветхого мира.

(Что касается «расчетов» через Откровение неких конкретных времен и сроков, — все такие расчеты представляют собой не что иное, как одну из форм лжепророчества, сравн. Деян.1:7)

__________________________________________________________________________________________

Спасибо за Вашу поддержку!

Подписаться на канал

Продолжение см. в статье: «Воплощенное будущее» в свидетельствах ап. Иоанна

Предыдущая статья: Единство библейских свидетельств о грядущих временах

Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)

#времена и сроки второго пришествия #сколько времени осталось до конца света #как рассчитать время второго пришествия #время близко гряду скоро как тать ночью