Одной из самых заметных отличительных особенностей Евангелия от Иоанна, прямо связанных с книгой Откровение, является представление евангелистом внешней (буквальной) стороны описываемых событий в полном соответствии с правилами свидетельства по закону Моисея (сравн. – Втор.19:15-21, Ин.5:33, Ин.8:17-18, Ин.15:27, Ин.19:35 и т.д.).
Причем на этот чрезвычайно важный аспект своих повествований прямо указывает сам ап. Иоанн:
А полное соответствие евангельского повествования ап. Иоанна принципам и правилам библейского свидетельства наилучшим образом объясняет еще одно заметное внешнее отличие четвертого Евангелия от трех синоптических, — ведь описание событий в Евангелии от Иоанна начинается от призвания первых учеников, то есть только с того момента, как юноша Иоанн стал очевидцем происходящих событий, и получил «юридическое» право свидетельствовать о том, что он видел, перед любым собранием, на светском и религиозном суде, и т.д., сравн.:
(При этом нет сомнений, что ап. Иоанн не хуже синоптиков знает события Благовещения, Рождества Христова и т.д., — то есть все то, что предваряло первую встречу Спасителя с будущими апостолами)
Другими словами, ап. Иоанн включает в свое повествование только те события, которые подтверждаются его собственным (личным) свидетельством, сравн.:
Более того, этот же аспект (безупречной законности свидетельства) отмечается ап. Иоанном и в отношении проповеди, которая исходила от Иоанна Предтечи:
Причем эти «человеческие» свидетельства выступают естественной частью того «твердого основания», на котором созидается и утверждается вера в Истинность Христа, — ведь они прилагаются к свидетельствам, ниспосланным свыше (т.е. к чудесным знамениям, которыми Сам Бог свидетельствовал о Сыне Своем):
При этом столь явный акцент ап. Иоанна на безупречную законность всех приводимых им свидетельств может восприниматься как аргумент в пользу предположения, что четвертое Евангелие адресуется в первую очередь иудеям по плоти.
Но подобный вывод, во-первых, был бы очень ограниченным, — а, во-вторых, откровенно поспешным.
В рассуждениях об «адресной направленности» четвертого Евангелия необходимо учитывать то обстоятельство, что ап. Иоанн был рожден и воспитан в иудейской религиозной среде, которую в самом общем смысле можно называть «законнической». А это означает, что определенные формы и способы аргументации, дискуссионные приемы, принципы построения умозаключений, и т.д., свойственные религиозно-культурной раввинистической традиции, для него абсолютно естественны, так как все это является неотъемлемой частью его воспитания, образования и культуры.
Соответственно, то обстоятельство, что он следует вполне определенным принципам и правилам, свидетельствует не об адресатах его повествования, а о нем самом.
Кроме того, соблюдение «юридических» правил библейского свидетельства необходимо и в том случае, когда религиозные, но неверующие во Христа иудеи находятся среди критиков, оппонентов и убежденных противников христианского свидетельского слова. Ведь если бы слово новозаветной проповеди не соответствовало требованиям их закона, — противники Благовестия из иудеев получили бы «юридическое» право отвергать свидетельство апостолов на формальном основании, даже не вникая в его содержание
При этом свидетельство, представленное по правилам закона Моисея, налагает на всякого подзаконного соответствующую встречную ответственность, и требует настолько же законной реакции: или принимать свидетельство, — или выдвигать обвинение в лжесвидетельстве.
То есть ни игнорировать законное свидетельство, ни отвергать его без рассмотрения, закон Моисея попросту не допускает, сравн.:
Поэтому с учетом того, что часть иудеев находилась в оппозиции к Благовестию (напр., Ин.8:13, Ин.9:40), а многие прямо и открыто ему противодействовали (напр., Ин.8:59, Откр.2:9), — в отношении неверующих иудеев безупречное с точки зрения закона свидетельство ап. Иоанна приобретает качество и силу слова воинствующего, которое через буквальные заповеди обезоруживает, обличает и осуждает неверных и непокорных.
Что касается «еллинов» (в определении ап. Павла: «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие», 1 Кор.1:23), которые были свободны от формальных иудейских правил, — для них личное свидетельство очевидца ни в чем не уступало более свободному по форме свидетельству синоптиков.
Таким образом, воспринимать повествование ап. Иоанна в качестве «иудейского» было бы неправильно: четвертое Евангелие учитывает специфику свидетельств, адресованных подзаконным, — но имеет равную силу для представителей любого народа.
(Конечно, «иудейский» аспект в Евангелии от Иоанна не ограничивается ветхозаветными правилами «законности» представленного обществу свидетельства. В этом контексте можно упомянуть и множество ссылок апостола на иудейские праздники, обычаи и обряды; и его детальное знание «политической», «географической» и «национальной» карты Иудеи и Самарии; и упоминания многих ветхозаветных святынь земли Израиля, и т.д.
Все это характеризует ап. Иоанна как весьма образованного иудея, который великолепно ориентируется в политической, культурной и религиозной среде своего времени.
Так, например, Д. Гатри отмечает личное знакомство, а возможно даже родственную связь ап. Иоанна с иудейским первосвященником, ссылаясь на утверждение самого Иоанна: «…ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический», Ин.18:1. Что, к слову, очень хорошо объясняет, почему слуги в доме первосвященника не просто знали ап. Иоанна, но и доверяли ему: «…другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра», Ин.18:16.
С другой стороны, ап. Иоанн свободно оперирует такими метафизическими терминами, как «свет», «жизнь вечная», «истина» и т.д., — то есть обращается к понятиям древнегреческой философии, которые не имели конкретного смыслового наполнения в иудейской религиозной среде. Но, придавая таким понятиям новозаветное содержание, и оперируя ими как богословскими терминами, ап. Иоанн формулирует через них самые глобальные новозаветные смыслы. Так что в результате те новые богословские понятия, которые созидаются в Евангелие от Иоанна, не ограничены религиозными представлениями иудеев, — и при этом не повторяют мировоззренческие концепции «еллинов». Ап. Иоанн использует уже существующие религиозные и философские представления, — но через богословское осмысление Новозаветного Откровения возносит христианские смыслы и над ветхозаветными заповедями и уставами, и над понятиями, свойственными «еллинской» философии.
А наилучшим образом объясняет одновременное присутствие в повествовании ап. Иоанна и «чисто иудейских», и «скорее еллинских» логически-смысловых конструкций слово самого апостола, адресованное всему без исключения человечеству:
Кроме того, нет сомнений, что ко времени написания четвертого Евангелия для христиан, обращенных из язычников, новозаветные смыслы как «новых», так и «старых» богословских терминов выглядели куда более естественными, чем для неуверовавших в Спасителя иудеев. Поскольку от начала апостольской проповеди прошло уже около 40 лет, впитавшие ее с детства люди вне зависимости от своего происхождения взрослели и достигали совершенных лет в системе координат новозаветного мировоззрения, — и по существу являлись уже «новым народом», религиозное и культурное сознание которого сформировалось в новозаветной среде.
И хотя Первая Церковь еще не преодолела в то время свою «историческую» зависимость от иудаизма, и не сформулировала в полной мере принципы и правила всестороннего догматического ограждения истинной веры, — эти недостатки с избытком компенсировалось внутри Церкви и апостольским пастырством, и чудесами, и знамениями, и прямыми наставлениям Св. Духа, сравн. – Ин.14:26)
Таким образом, можно утверждать, что «свидетельские» особенности письменного слова ап. Иоанна должны в обязательном порядке и рассматриваться, и учитываться при рассуждениях о тех смыслах и истинах, которые явлены в книге Откровение Иоанна Богослова.
__________________________________________________________________________________________
Спасибо за Вашу поддержку!
Продолжение см. в статье: Библейские особенности верного свидетельства
Предыдущая статья: В чем единство Евангелия от Иоанна и книги Откровение?
Полный список публикаций канала с краткими аннотациями (обновляется)
#особенности евангелия от иоанна #евангелие от иоанна и откровение #верное свидетельство по закону #евангелие для иудеев и еллинов