Эмодзи, шизофрения и Достоевский. Что нужно знать о «Крике» Мунка

17 апреля в Третьяковской галерее открывается выставка произведений норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. Жемчужина экспозиции - картина «Крик». О главных мифах, гуляющих вокруг этой работы, и о том, какие секреты, зашифрованы в «Крике» ОТР рассказала культуролог, лектор, автор и ведущая подкаста «Искусство для пацанчиков» Анастасия Четверикова.

О крике ходит много мифов, большинство из них не доказано. Детали в этой картине не менее важны, чем фигура самого Крика. На картине хорошо различимы: кроваво-красное небо, кораблики вдалеке, ограда на скале и люди.

Диагноз - шизофрения

В семье у Мунка шизофреническое расстройство передавалось по наследству. Его дед страдал этим недугом, у отца, после смерти жены, наблюдались симптомы, похожие по описаниям на биполярное расстройство, от шизофрении страдала и сестра Мунка Лаура. Сам Эдвард тоже лечился от психического расстройства в клинике Копенгагена.

Мунк повторял: «Я рисую только то, что я видел», отсюда, все его работы - не плод воображения, а чаще всего реальные чувства и события, которые он рисует, не исключающие, впрочем, например, слуховые галлюцинации, характерные для таких наследственных заболеваний.

Кто кричит «Крик»?

Первоначально картина носила название «Крик природы». Мунк очень точно передаёт пейзаж холма Экеберг, существующего и по сей день в Осло, кстати, одно из самых популярных мест для селфи туристов.

Норвежская природа, которую мы видим на картине, формируется фьордами. Эти скалы из-за постоянных ветров создают сильный эхо-эффект, который мог слышать Мунк.

Так же на этом холме располагалась скотоводческая ферма с соответствующими «криками природы» и не подделку располагалась женская психиатрическая больница, где, кстати проходила лечение сестра художника. Представьте себе, ветер, создающий эхо и при этом разносящий такое.

Эмоциональное, нервно возбудимое мировосприятие производило на Мунка яркое впечатление, которое запросто могло вылиться в художественное воплощение этого «Крика природы».

При чем тут Достоевский?

Стоит обратить внимание на надпись, которая была сделана на обратной стороне первого варианта «Крика».

"Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Мои друзья пошли дальше, а я остался на месте. Дрожа от страха, я услышал великий крик природы".

Это воспоминание не только дает нам окраску, но и новые детали: он шел со своими друзьями - норвежскими поэтами.

Общение с которыми и привило ему любовь к литературе. В частности, он был близко знаком с работами Достоевского. Некоторые исследователи даже говорят, что «Крик» - это реакция Мунка на тонко переданное писателем, ощущение отчаяния от содеянного персонажем романа «Преступление и наказание».

Именно в 80-х годах XIX в. этот роман был переведен на норвежский язык и наделал не мало шума в среде молодой норвежской богемы. Мунк всю жизнь был увлечен Достоевским, последней книгой, которую обнаружили на постели Мунка после его смерти, были «Бесы». Кстати эта книга есть на выставке.

Кровавое зарево

На этой картине все кажется нереальным. Разве может существовать такое небо на самом деле? Оказывается, в 1883 году в Индонезии произошло извержение вулкана Кракатау. По своей силе оно было в 10 тысяч раз сильнее, чем взрыв бомбы в Хиросиме. Огненные небеса видели люди от Америки до Норвегии. И Мунк также мог наблюдать кроваво-красное зарево от вулкана в реальности и вполне мог впечатлиться им.

Мумия

Нереальнее всего на этой картине кажется сама фигура «Крика». Кстати, известна она многим еще и по эмодзи - смайлику, который мы ставим в СМС-ках, когда хотим показать ужас.

Разве может быть человек, у которого голова в виде лампочки? Да ещё и с таким чудовищным выражением лица?

В 1978 году искусствовед Роберт Розенблюм выразил забавное мнение о том, что в 1889 году в Париже на Всемирной выставке Мунк мог видеть интересную археологическую находку из Перу, так называемую перуанскую мумию. У неё открыт рот, а руки были прислонены к щекам. Уж очень она напоминает фигуру «Крика».

Читайте также

Выставка работ Эдварда Мунка открывается в Третьяковской галерее