Старицкий Свято-Успенский монастырь (Старица)

22 July

Старицкий Успенский монастырь, один из древнейших монастырей Тверской епархии, расположен на правом берегу Волги, в так называемой Московской части города, немного выше устья реки Верхней Старицы, впадающей в Волгу с противоположной от монастыря стороны. Предание так описывает историю возникновения обители. В 1100 г. из Киевских пещер в урочище «Старый Бор», как называлась тогда эта местность, пришли два инока: Трифон и Никандр. Они построили себе келью, а затем и часовню для общественной молитвы и обучения приходящих людей слову Божию. Града Старицы тогда еще не было, и, вероятно, приходившие к инокам люди жили в окрестностях Старого Бора, а может быть, и на месте нынешней Старицы. Трифон скончался в 1127 г., другой же инок, Никандр, в 1153 г., спустя 26 лет после кончины своего сотрудника и товарища.

Основатели будущей обители сделали все для прочного и правильного ее устройства, а оставленные ими ученики продолжали начатое святое дело. Число иноков росло, часовня Трифона и Никандра, пришедшая в ветхость, не могла уже вмещать всех желающих, появилась потребность в постройке большого храма. И вот в 70-х гг. XII столетия при иноке Феодорите было начато строительство каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Храм был освящен епископом новгородским Георгием в присутствии, как повествует монастырская летопись, "великаго князя суздальскаго св. Андрея Боголюбскаго".

К концу ХIII столетия монастырь, насчитывавший более 100 человек братии и управляемый игуменом, подвергся нападению татар, призванных сыном св. Александра Невскаго Андреем, задумавшим отнять престол у брата своего Димитрия. Монастырь был сожжен, братия во главе с игуменом Серапионом перебита, тела их брошены в Волгу. После опустошения XIII века Старицкий монастырь нигде не упоминается до XVI столетия, а потому и неизвестно, существовал ли он или нет в продолжение более 200 лет. Восстановлен монастырь был в первой половине XVI в. дядей Иоанна Грозного, Старицким князем Андреем Иоанновичем, который построил все главные постройки из белого камня и кирпича. Им сооружены были соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом Похвалы Пречистыя, с большим подвалом внизу; церковь над св. воротами во имя свт. Василия Анкирского; каменные корпуса для игумена и братии; все было обнесено каменной стеной. Все эти сооружения, в той или иной степени сохранности, существуют и в настоящее время.

С историей Старицкого Успенского монастыря тесно связана и жизнь первого Московского и Всероссийского патриарха свт. Иова, который был отдан в монастырь мальчиком, там получил солидное по тому времени образование и там же скончался в сане патриарха. Собор 1589 г. положил быть на Руси Патриаршеству. Божие благословение всей Тверской земле - так было справедливо понято тверитянами избрание в первые Российские Патриархи именно тверитянина - святителя Иова.

Будущий Патриарх (в миру Иоанн) родился в г. Старице Тверской епархии. Родители его были посадскими. О благочестии родителей Святейшего убедительно свидетельствует письменный источник, содержащий перечень имен ближайших родственников первого Патриарха, в том числе и родителей: «Род Святейшего Патриарха Иова: инок Серапион (отец?), инок Кирилл, Матфей, инокиня Пелагея (мать?), князь Иосиф, священноархимандрит Авраамий, инок Феодосий, Феодор, Елиазар, Дионисий, Иона, Феодосий, Никифор». Родители хотели женить сына, нашли ему подходящую невесту, и день венчания был уже определен, но Иван, не чувствуя стремления к жизни семейной, отпросился сходить к своему духовнику. Тот, не мешкая, постриг юношу по его просьбе в иноки. «От архимандрита Германа (его духовника, настоятеля Старицкого Успенского монастыря) был воспитан в грамоте и всему благочинию изучен, и страху Божию добре обучен». В той же обители «Иоанн изволи мира сего суетного отлучитися и восприяти святый ангельский образ (…) наречен бысть во иноцех Иов». У того же архим. Германа Иов «в послушании и покорении бысть».

Иноческие труды будущего Патриарха в старицкой обители продолжались пятнадцать лет, затем Иов был избран братией в настоятеля. В сане архимандрита Иов упоминается под 1569 г. Его возвышению немало способствовало и благоволение к нему царя Иоанна Грозного, наезжавшего в свою старицкую вотчину и любившего беседовать с необычным иноком. Благодаря феноменальной памяти, Иов прекрасно знал церковный Устав, читал наизусть некоторые длинные и редкоупотребительные молитвы, знал наизусть весь текст литургии Василия Великого. Отличался он также и другими редкими качествами. По свидетельству жизнеописателя святителя, свойства эти выражались достаточно очевидно: «... Не обретеся человек, подобен ему ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом». И далее поясняет: «Дарование Божие бысть ему паче же прочих человек». Однако старицкий инок не превозносился, напротив, он в продолжение всей жизни хранил милосердие и любовь к братии и ближним; никого никогда не обличал и не оскорблял, всех миловал и прощал. Побыв несколько лет настоятелем московских Симонова и Новоспасского монастырей, с 16 апреля 1581 г. Иов - епископ Коломенский, позже - Ростовский. По избрании в Митрополиты Московские (11 декабря 1587 г.), а затем и в Патриархи, святитель Иов девятнадцать лет нес бремя управления Русской Церковью, принимал деятельное участие в гражданских делах, а в Смутное время употреблял все зависящие от него меры к спасению Церкви и Отечества от "самозванца". "Самозванец" неоднократно посылал в Старицу для соблюдения внешнего порядка просить у свт. Иова благословения на патриаршество для своего ставленника - Рязанского архиепископа Игнатия, родом грека, ранее в Риме тайно принявшего унию, и угрожал самому Иову мучениями, если искомое благословение дано не будет. Но святитель был непреклонен. Он сказал только, характеризуя Игнатия: «По ватаге и атаман, а по овцам и пастырь».

По убиении первого самозванца, царь Василий Иванович Шуйский предлагал Иову снова занять патриарший престол. Иов ответствовал о себе, слепом старце, отказом, но благословил на Патриаршество (и, как оказалось, на мученичество за Веру Христову) митрополита Казанского Гермогена. Священный Собор духовенства принял это благословение. Сразу по избрании патриарх Гермоген просил Святителя Иова прибыть в Москву для разрешения народа от присяги, данной Самозванцу. 14 февраля 1607 г. Патриарх Иов прибыл в Москву и остановился на Троицком подворье. Московским жителям предложено было собраться 20 февраля в Успенский собор. Один из исследователей Жития Патриарха Иова так повествует об этом величественном, потрясающем душу событии (в изложении): «Торжественная минута для всего русского народа. Пред лицом Бога и Его служителей он хочет принести покаяние в своем преступлении. Многозначительна минута эта и для Патриарха, свидетеля народных прегрешений и всенародного покаяния. Много скорбных воспоминаний воскрешает сия минута в памяти слепого старца. Немало горьких испытаний принесли с собою эти годы. Немало слез пролил он о заблуждениях своей паствы за отпущенные ему годы святительства. Глубоко печалило Патриарха недоверие народа, когда одна вера в его свидетельство могла спасти Отечество от преступлений, народом совершенных, и от наказаний, за них терпимых. Все это и многое другое пробуждается в душе престарелого Патриарха в эту бесконечную минуту, перед тем, когда он должен был выслушать всенародную исповедь... И вот, весь народ, как один человек, повергся пред ним как пред своим отцом, и просил разрешения в своих преступлениях». После того как была зачитана разрешительная грамота, народ вновь упал на колени пред Святейшим Иовом и кричал: «Во всем виноваты, честный отец! Прости, прости нас и дай благословение, да примем в душах своих радость великую». Слепой старец-Патриарх встал и обратился к народу со следующими словами: «Чада Духовные! Надеясь на щедроты Божии, мы прощаем вас и разрешаем соборно, да примете благословение Господне на главы ваши. Впредь же молю вас, не позволять себе подобного клятвопреступления; великое дело целовать Честный и Животворящий Крест, на котором распялся наш Владыка Христос, дабы избавить нас от мучительства диавола». Чин разрешения произвел сильное воздействие на народ: все плакали, каялись, просили прощения у Патриарха, преклонялись к его стопам, «лобызали его десницу». Великий старец, так много пострадавший среди общих народных бедствий, но вместе с тем и духовно обновленный в эти минуты, с радостью благословлял коленопреклоненный народ и давал свое последнее наставление: хранить верность святому Православию. Недолго побыв в Москве, свт. Иов возвратился в свой монастырь, в Старицу. Не подействовали ни просьба Патриарха Гермогена, ни царские просьбы остаться в Москве. В скором времени, по возвращении в свою скромную обитель, Святейший Патриарх Иов мирно отошел к Богу. Блаженная кончина его последовала в воскресенье, 19 июня 1607 г.

До революции 1917 г. в Старицком монастыре свято хранилась рака, в которой покоились до перенесения в Москву мощи свт. Иова. Сохраняются также и вещи святителя: митра, крест и палица. Расцвет строительства переживает монастырь при князе Андрее Иоанновиче Старицком. В 1503-1537 гг. возводится монументальный белокаменный Успенский собор, увенчанный торжественным пятиглавием. В облике храма прослеживаются черты как московского, так и псковско-Новгородского зодчества. Это выдающийся памятник древнерусской архитектуры. В 1570 г. царем Иваном Грозным строится Введенская церковь, увенчанная высоким шатром, с обширной трапезной палатой. В 1694 г. над западными святыми вратами сооружается церковь Иоанна Богослова на месте сгоревшей церкви Василия Анкирского. При сравнительно небольших размерах храм привлекает монументальностью облика и строгой лаконичностью силуэта.

В XVIII веке монастырь был окружен каменной оградой, фрагмент ее с круглой башней сохранился с юго-восточной стороны. В комплекс входят братский и настоятельный корпуса, южные ворота (1885 г.), мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева. В 1819 г. закончено подведение Троицкой церкви, выполненной в формах позднего классицизма. Высотной доминантой комплекса является трехъярусная шатровая колокольня. До 1930 г. здесь находились уникальные часы-куранты.

Обзор истории Успенского монастыря был бы неполным, если не упомянуть о каменном Введенском храме, построенном царем Иоанном Грозным в 1570 г. и сохранившемся по настоящее время почти без внешних изменений, если не считать, что бывшая при Грозном трапезная была в 1761 г. обращена в придел во имя свт. Арсения Тверского, в 1802 г. с северной стороны пристроена большая каменная паперть, а в 1920-40-х гг. интерьер храма был полностью утрачен по известным историческим причинам.

До 1917 г. причисленный к разряду третьеклассных монастырь не отличался ни своей многочисленностью, ни большим наплывом богомольцев, содержался на скромные средства, частью отпускаемые правительством, частью получаемые от монастырских угодий и монастырских служб. Только сохранившиеся памятники времен Старицких князей и Иоанна Грозного, соединявшиеся в древнее время подземным ходом под Волгой с дворцом князей, свидетельствуют о прежнем величии и славе теперь мало заметной обители.

Монашеская жизнь в обители вновь началась в 1996 г.

С. М. Прокудин-Горский. Успенский Старицкий монастырь. Лето 1910 года
  • Спасибо за внимание! Благодарю за лайки, дизлайки и комментарии. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые посты!
  • За моими путешествиями в режим онлайн можно следить в моем инстаграме
  • В статье использованы материалы с сайта sobory.ru