Царь-танк. История самого большого танка в мире.

Царь-танк Лебеденко. Рисунок.
Царь-танк Лебеденко. Рисунок.

Такой проект разрабатывался российским конструктором, инженером, Николаем Лебеденко, еще при Николае II, в 1914-15 гг. В глаза бросается большие колеса, из-за чего это все-таки больше похоже на боевую колёсную машину. Дело в том. что идею передвижения боевой машины Лебеденко взял с азиатских классических повозок с большими колесами, которые легко преодолевали ухабы. Так два передних колеса имели диаметр целых девять метров, в отличии от заднего катка, высота которого едва достигала полуметра. Основной пулемет был размещен на высоте восьми метров, чуть ниже предполагались дополнительные два по бокам, а ширина самого этого "танка" достигала 12 метров, длина 17 метров. Планировалось, что скорость движения танка будет 17 километров в час, что для того времени неплохо. Из-за устрашающего вида его прозвали "мамонт", "царь-танк", "мастодонт".

Для одобрения этого проекта Лебеденко лично прибыл на аудиенцию к императору в январе 1915 года и подарил ему наглядную заводную деревянную модель будущего танка. Российского императора впечатлила эта модель, за передвижением которой он вместе с придворными с нескрываемым умилением следили. Николай II распорядился выделить на финансирование этого проекта 210 000 рублей.

Царь-танк (Танк Лебеденко) на испытаниях, 1915 год.
Царь-танк (Танк Лебеденко) на испытаниях, 1915 год.

Работы по созданию этого "чуда" шли достаточно быстро - к лету 1915 года все детали были изготовлены и началась "закрытая" сборка танка в лесу недалеко от Дмитрова (Московская область). "Сердцем" огромного танка стала созданная из двух трофейных немецких двигателей "Maybach" установка мощностью в 240 лошадиных сил. Вес опытной машины был порядка 60 тонн, обслуживающий персонал должен был состоять из 15 человек.

Царь-танк Лебеденко. Рисунок.
Царь-танк Лебеденко. Рисунок.

В первых испытаниях осенью того же года по непроходимой местности, несмотря на то, что передние колеса ломали деревья как щепки, из-за ошибок в расчетах задняя часть увязла в мягком грунте. В результате тестового обстрела фугасными снарядами показали уязвимость и передние колеса - в случае попадания в центр колеса "танк" просто складывался как "карточный домик". Проект был свернут, а завязшая в грязи огромная конструкция осталась стоять в лесу.

Даже в случае каких-то успехов в испытаниях в будущем обнажалась другая проблема - в России просто не было двигателей уровня немецких Maybach. Хотя даже после провала российские конструкторы Стечкин и Микулин стали разрабатывать собственный российский двигатель, впоследствии ставшие ведущими советскими специалистами в авиационной промышленности. Хотя просто внешне такая конструкция могла бы иметь психологический эффект на солдат противника тех лет.

Модель царь-танка Н. Н. Лебеденко в Музее-заповеднике "Дмитровский кремль"
Модель царь-танка Н. Н. Лебеденко в Музее-заповеднике "Дмитровский кремль"

Что касается самого "царь-танка", то до революций 1917 года он простоял в лесу под охраной, как секретный объект. После прихода к власти большевиков эта гигантская конструкция простояла еще целых семь (в течении этого времени называли местный лес "лесом танка") до момента, когда в 1923 году ее просто разобрали на металлолом. Так завершилась одна из попыток создать уникальный боеспособный танк в начале прошлого века.

Если понравилась статья, подписывайтесь, делитесь, ставьте лайки !