Где и когда появились номера на автомобилях ?

Первые прототипы автомобильных номеров появились во Франции еще в 18 веке. Так в 1783 году Совет короля Франции Людовика XVI обязывает извозчиков и кучеров на своих каретах, экипажах прикреплять металлическую табличку, на которой должны были быть выбиты имя, фамилия и адрес владельца этого транспортного средства.

Автомобильный номер штата Нью-Йорк, 1921 г.
Автомобильный номер штата Нью-Йорк, 1921 г.

Рождение же настоящих автомобильных номеров произошло через сто с лишним лет. Во французском Лионе, в 1891 году, была создана первая система регистрации автомобиля. Водители автомобилей, проезжающих через парк Тет д’Ор, должны были разборчиво писать присвоенный номер на нем. Первопричиной регистрации была возможность идентификации владельца, так как в случае аварий виновные часто сбегали с места происшествия. Ну а в 1893 году вышло постановление префектуры Парижа, по которому каждый автомобиль должен иметь на металлической пластине видимые и четкие символы, имя и местожительство владельца и его номер. Пластина должна была быть расположена на левой стороне транспортного средства. В 1901 году именные данные были убраны с номеров после аварии, в которой за рулем был несовершеннолетний, а на машине были данные другого человека.

Франция, 1898 год. Рено Voiturette с номером 48.
Франция, 1898 год. Рено Voiturette с номером 48.

В 1896 подобная система регистрации была введена в Германии, а в Нидерландах помимо собственных номеров в 1898 году появились и водительские удостоверения. В 1901 году номера появились в США, причем первое время изготовление пластин лежало на самих владельцах автотранспорта. Постепенно в начале 20 века обязательность номеров стала нормой в большинстве стран Западной Европы.

Автомобильный номер штата Южная Каролина. 1930 г.
Автомобильный номер штата Южная Каролина. 1930 г.

В 1910 году автомобильные номера, после ратификации Николаем II Правил первой Международной автомобильной конференции в Париже, появились и в Российской империи. Номера нужны были в первую очередь для подтверждения об уплате ежегодного налога в государственную казну, - перерегистрация была ежегодной. Кстати номера прикреплять еще с 1896 года обязали и всех велосипедистов в России с налогом и ежегодной регистрацией, данное правило существовало до 60-ых гг.

Велосипедный номер в Российской империи, 1917 г.
Велосипедный номер в Российской империи, 1917 г.

Автомобильной номер в Российской империи.1906 г.
Автомобильной номер в Российской империи.1906 г.

Номера имели три цифры, в Москве - четыре. В годы начавшейся Первой мировой войны и последующей революции регистрация транспортных средств не велась. Только в начале 20-ых гг. она была восстановлена, но к номерам была добавлена буква и они имели вид "0-12-34". Оформление было классическим: черные цифры на белом фоне.

Автомобильный номер СССР образца 1934 года
Автомобильный номер СССР образца 1934 года

Уже в 1936 году была создана служба ГАИ и номера поменяли свое оформление. Теперь на черном фоне были белые буквы, две первых буквы обозначали регион, потом шли две пары цифр через дефис.

Передний автомобильный номер СССР образца 1936 года
Передний автомобильный номер СССР образца 1936 года

Недолгое время, с 1946 по 1959 гг. фон номеров был желтым.

Автомобильный номер СССР образца 1946—1959 годов, задний
Автомобильный номер СССР образца 1946—1959 годов, задний

Автомобилей становилось всё больше и очередная реформа назрела в 1959 году. Внешне эта была та же табличка, с черным фоном и белыми символами. Только теперь номера состояли из двух-трех букв и комбинацией четырех цифр через дефис. Передний номер наносился на табличке в один ряд, а сзади внизу были буквы, а сверху цифры. Первые две буквы обозначали регион регистрации.

Передний автомобильный номерной знак 1959—1980 годов
Передний автомобильный номерной знак 1959—1980 годов

В 1980 году произошла опять смена цветов, теперь фон снова стал белым, а цифры и буквы черными, таблички стали одинаковыми спереди и сзади, система кодов осталась без изменений.

Автомобильные номер частного транспорта. 1980—1993 гг
Автомобильные номер частного транспорта. 1980—1993 гг
Автомобильные номер государственного транспорта. 1980—1993 гг
Автомобильные номер государственного транспорта. 1980—1993 гг

После распада СССР в 1993 году Россия в новых номерах оставила формат советских номеров с небольшими изменениями, буквы были уменьшены по отношению к цифрам, был введен цифровой код с обозначением региона и добавлен сектор с изображением национального флага.

Если понравилась статья, подписывайтесь, делитесь, ставьте лайки !