Как устанавливали Александровскую колонну.

06.04.2018

Александровская колонна на Дворцовой площади, Санкт-Петербург.
Александровская колонна на Дворцовой площади, Санкт-Петербург.

Проект колонны был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном (он же автор и строитель Исаакиевского собора). В 1829 году проект был одобрен императором Николаем I, причем колонна по проекту превышала высоту Вандомскую, построенную в Париже в честь побед Наполеона Бонапарта, что было немаловажно. Николай I хотел воздвигнуть этот памятник в память о победе его старшего брата, Александра I, над Наполеоном. Строительство длилось с 1829 по 1834 гг.

Вид работ в Пютерлакской каменоломне. Литография по рисунку О. Монферрана
Вид работ в Пютерлакской каменоломне. Литография по рисунку О. Монферрана

Для монолита из гранита была использована скала в Финляндии, вблизи деревни Пютерлахти. Длю будущей колонны был отсечена и опрокинута часть скалы в форме призмы, сильно превосходившая по размерам будущую колонну. Другая же часть скалы была разрублена на громадные куски, которые нужны были для фундамента, вес которых достигал четырехсот тонн. Специальными суднами эти громадины был вывезен водным путем в Санкт-Петербург. Что же касается монолита, "будущей колонны", русский инженер Константин Глазырин сконструировал и построил бот, одномачтовое судно, грузоподъемность которого достигала 1,1 тыс. тонн. Летом 1832 года основная часть будущей колонны с помощью баржи, которую буксировали два парохода, прибыла в Петербург.

Григорий Гагарин. Александровская колонна в лесах. 1832—1833
Григорий Гагарин. Александровская колонна в лесах. 1832—1833

Тем временем на Дворцовой площади под основание было забито 1250 сосновых свай длиной более шести метров на глубину четырех метров. Фундамент будущего памятника был сооружен из привезенных гранитных блоков. В центр фундамента была заложена шкатулка из бронзы с монетами внутри, которые были отчеканены в честь победы в войне 1812 года. По мнению современников, когда на фундамент ставили громадный четырехтонный монолит, служивший основанием колонны, "так сильно вздрогнула земля, что очевидцы — прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар ".

Литография «Подъём Александровской колонны в 1832 году».Бишебуа Луи Пьер Альфонс, Байо Адольф Жан Батист
Литография «Подъём Александровской колонны в 1832 году».Бишебуа Луи Пьер Альфонс, Байо Адольф Жан Батист

После всех подготовительных работ оставалась самая сложная - установка самой колонны. Знаменитый испанский ученый,архитектор и генерал-лейтенант на службе в Российской империи Августин Бетанкур для этого создал оригинальную подъемную систему. Она состояла из строительных лесов высотой в 47 метров, 60 кабестанов ( механизмы для передвижения грузов на основе вертикального вала и цепей,канатов) и системы блоков. 30 августа 1832 года было назначено днём торжественного поднятия колонны. В этот день вся площадь была переполнена людьми, присутствовала императорская семья. Для поднятия монолита было использовано две тысячи солдат и 400 рабочих. Сам процесс занял чуть менее двух часов. После этого император сказал французскому архитектору: " Montferrand, vous vous êtes immortalisé! ", то есть "Монферран, вы себя обессмертили!".

Парад при открытии Александровской Колонны в 1834 году.
Парад при открытии Александровской Колонны в 1834 году.

Окончательное же открытие колонны произошло 30 августа (по старому стилю) 1834 года, когда были закончены работы по установке скульптуры ангела, держащего в левой руке латинский крест.Общая высота колонны составила 47,5 метров.

Пьедестал колонны, лицевая сторона (обращённая к Зимнему Дворцу).
Пьедестал колонны, лицевая сторона (обращённая к Зимнему Дворцу).

С Александрийской колонной связано много легенд. Так по одной из них, петербуржцы после открытия колонны боялись, что она может упасть, старались близко не подходить к ней. Виной тому было то, что гигантский 600-тонный столб был не закреплен, а держался за счет свой тяжести, и что,возможно, архитектор мог ошибиться в расчетах. Графиня Толстая запрещала своему кучеру проезжать на карете мимо колонны. По легенде, Монферран специально часто прогуливался с собакой возле памятника, чтобы снять все страхи с жителей города.

Если понравилась статья, подписывайтесь, ставьте лайки !