Фильмы про аутизм, которые стоит посмотреть

1 April

2 апреля — Международный день распространения информации об аутизме. Телеведущая, режиссер и кинокритик Лена Слатина написала обзоры 8 фильмов, которые так или иначе затрагивают тему аутизма.

С 2008 же года весь апрель объявлен ООН месяцем информирования об аутизме. Хотя нынешний апрель подкинул немало новых проблем, мы все равно будем говорить об аутизме. Пока вы сидите дома на карантине, а онлайн-платформы бесплатно открыли вам свои коллекции, мы предлагаем ознакомиться с подборкой крутых фильмов, героями которых стали люди с РАС (расстройством аутистического спектра — так по-научному принято называть аутизм).

Заметим, что хотя первые описания случаев, похожих на аутизм, в истории встречаются еще в XVIII веке, а впервые аутизм как отдельное явление был описан в 1944 году, в массовой культуре люди с аутизмом не появлялись до середины 1980-х годов. Но с тех пор вышло немало картин, где были показаны люди с этим расстройством. Вот только несколько фильмов, которые стоит посмотреть:

ЧЕЛОВЕК ДОЖДЯ (1988)

Фильм Барри Левинсона, ставший классикой почти сразу после своего выхода в 1988 году. Именно он открыл активную дискуссию об аутизме в культуре и вообще в публичном поле, именно после него людей с аутизмом стали называть «людьми дождя».

В момент выхода картина получила множество международных наград: четыре премии «Оскар» (лучший фильм, лучший режиссер, лучший оригинальный сценарий и лучшая мужская роль (Дастин Хоффман)), два «Золотых глобуса» (лучший фильм и лучшая мужская роль (Дастин Хоффман)), «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля. И сегодня «Человек дождя» остается феноменально популярным, продолжая получать награды по миру, например, приз зрительских симпатий на международном кинофестивале в Карловых варах в 2018 году. Иногда к сюжету фильма даже апеллируют специалисты, чтобы объяснить людям, не знакомым с темой аутизма, как может проявляться этот диагноз.

Картина рассказывает историю двух братьев. Один из них,Чарли (Том Круз) терпит бедствие в бизнесе, но тут очень кстати умирает его богатенький отец. Чарли по этому поводу не страдает: отношений с отцом у него фактически не было, а немалое наследство поможет ему расплатиться с кредиторами. Но вот незадача — отец оставляет Чарли лишь старую машину и кусты роз, а остальное имущество и три миллиона долларов достаются некоему попечителю некоего фонда. Так Чарли узнает, что у него есть старший брат Реймонд - мужчина с аутизмом, всю жизнь находящийся в пансионе. Чтобы забрать хотя бы половину наследства, Чарли нужно получить опеку над братом, поэтому он выкрадывает Рэймонда из пансиона и едет с ним на машине через всю Америку.

Куда быстрее было бы на самолете, но Рэймонд ни за что не полетит на нем — он знает про все авиакатастрофы в мире. Если его уговаривать или заставлять — будет только хуже: в аэропорту Рэймонд начинает сильно бить себя по голове (у людей с аутизмом при перегрузке может случиться истерика и даже приступы самоагрессии). Рэймонд также не выносит, когда к его вещам прикасаются и переставляют их с места на место — любое нарушение привычного порядка его нервирует (для многих людей с аутизмом важно, чтобы все действия совершались по отработанной схеме, согласно установленным ритуалам, а отступление от строгого распорядка может привести к срыву).

По дороге Чарли будет постепенно учиться обращаться с братом, и к концу путешествия братья станут по-настоящему родными. Циничный самоуверенный Чарли откроет не только феноменальные математические способности Рэя, но и новые качества в себе. К тому же он навсегда поймет, что те, кого принято считать больным намного здоровее «нормальных».

«Человек дождя» был не первым фильмов про аутизм, но первым, который очень громко прозвучал в мире, открыл тему, ввел нового героя, задал стандарты рассказа о «нестандартных» на много лет вперед, а также породил мифы — один из них о непременной гениальности людей с аутизмом.

МЕРКУРИЙ В ОПАСНОСТИ (1998)

Триллер-боевик Харольда Беккера снят в лучших законах жанра. Бравый офицер Арт (Брюс Уиллис) — лучший агент ФБР. Он герой, но начальство списывает на него провал важной операции, отстраняет от реальной работы и заставляет заниматься скучными рутинными делами. Однако его следующее дело оказывается куда круче прежних. Герой-одиночка должен спасти 9-летнего Саймона… «У мальчика аутизм, это сильная эмоциональная неустойчивость, сейчас он напуган и сбит с толку, поэтому бурно реагирует», — популярно объясняет герою Уиллиса медсестра в больнице. Но если с аутизмом Уиллис разбирается быстро, то понять, почему агенты АНБ хотят устранить ребенка, он не может.

А дело в том, что Саймон нечаянно взломал «не поддающийся дешифровке» правительственный код, и теперь в опасности не только Меркурий (это название кода), но и вся Америка. Как и все боевики с Брюсом Уиллисом, картина очень захватывающая, чистый жанр — драки погони, перестрелки. Маленький Саймон выступает в сюжете скорее как символ чего-то беззащитного, чем как активный герой, но после выхода фильма на экраны уже каждый таксист знал слово «аутизм». Тем более что проявления аутизма у Саймона в фильме показаны очень понятно и конкретно — он не использует местоимение «Я», он говорит о себе только в третьем лице, он не смотрит в глаза, у него навязчивые движения, а действия ритуализированы (возвращаясь из школы, он всегда смотрит под ноги, говорит «Мама, Саймон дома», наливает какао, просит подуть, засыпает под песню папы), не замечает изменений в доме (даже исчезновения родителей и лужу крови на полу), не признает новых людей и многое другое.

Что же до стереотипа о выдающихся способностях людей с аутизмом, то подобные явления действительно существуют и называются они савантизмом, а люди, у которых проявляются такие способности, — савантами. Примерно половина из всех живущих на земле савантов имеют аутизм, но среди людей с аутизмом саванты составляют не более 10 %.

«О ТЕЛЕ И ДУШЕ» (2017)

Венгерский фильм режиссера Ильдико Иньеди, завоевавший главный приз Берлинского фестиваля, приз международной критики ФИПРЕССИ, приз экуменического (религиозного) жюри, а также приз зрительских симпатий. Такое единодушие встречается на фестивалях крайне редко, если не сказать — никогда.

«О теле и душе» — это поэтическая драма о любви. Герои фильма работают на мясокомбинате в пригороде Будапешта. Андре — финансовый директор, Мария — новый инспектор по качеству. Андре — одинокий взрослый мужчина с искалеченной рукой. Мария — молодая красивая девушка со странностями в поведении: сотрудники фабрики считают ее то ли чокнутой, то ли заносчивой. Слово «аутизм» в фильме не прозвучит ни разу, но поведенческие реакции Марии говорят о том, что у нее РАС. Она не отступает от инструкций, повторяет одни и те же действия, заказывает одну и ту же еду, не пользуется телефоном, не выносит, когда к ней прикасаются, не может строить отношения с мужчинами… Мария осознает свои проблемы и пытается с ними справиться: она ходит на терапию, хотя и не готова сменить своего детского специалиста на взрослого.

Однажды Андре и Мария случайно узнают, что видят одинаковые сны, в которых оба они — олени. С этого начинается их сложный путь друг к другу. Но если основные комплексы Андре — это возраст и увечье, то для Марии все куда сложнее. Она знает, что влюблена, но не может это ни прочувствовать, ни выразить.

Их тела — израненные и уязвимые — символизируют коровы на скотобойне, их души — хрупкие и возвышенные — грациозные олени в зимнем лесу. Оба героя очень хотят оживить в себе чувства: у Марии их никогда не было, у Андре они давно умерли. В результате Мария откроет для себя свою «нормальность», а Андре — свой внутренний «аутизм».

«ТЕМПЛ ГРАНДИН» (2010)

Биографический фильм про девушку с РАС, которая стала видным ученым в области сельского хозяйства и профессором Университета Колорадо. Темпл Грандин родилась в 1947 году. В 4 года врачи поставили ей «повреждение головного мозга» и предложили матери сдать дочку в лечебницу. Но самоотверженная мать не отказалась от ребенка, занималась с ней сама, отдала Темпл в частную школу, затем — в колледж, а затем — в Университеты Аризоны и Иллинойса, где Тэмпл защитила степень доктора животноводства.

Фильм получил несколько премий Эмми, а сыгравшая заглавную героиню Клер Дэйнс — «Золотой Глобус». Тэмпл Грандин сама участвовала в написании сценария и лично обсуждала детали роли с Клер Дэйнс. После 6 часов общения Темпл обняла Клер, и этот жест был гораздо большим, чем просто одобрением актрисы: у Темпл, как и у многих людей с аутизмом, повышена сенсорная чувствительность, они очень болезненно реагируют на любой телесных контакт.

Во время учебы в колледже Темпл Грандин изобрела для самоуспокоения «обнимательную машину» — как один из методов сенсорной разгрузки. Они у каждого человека с аутизмом эти методы свои: у кого-то — гамак, у кого-то — тяжелое одеяло, у кого-то — наушники, которые помогают выключить звук современного мира и слушать тишину.

Когда смотришь этот фильм, невозможно поверить, что история реальная. Но да, сейчас Темпл Грандин 73 года, она — всемирно известный борец за гуманное отношение к домашним животным и до сих пор читает лекции о животноводстве и об аутизме по всему миру.

ЖУТКО ГРОМКО И ЗАПРЕДЕЛЬНО БЛИЗКО (2011)

Экранизация нашумевшего романа Джордана Сафрана Фоера, снятая британцем Стивеном Долдри («Билли Эллиот», «Часы», «Чтец») и получившая две номинации на «Оскар».

В центре сюжета — милый, умный, но замкнутый мальчик Оскар. Его проверяли на синдром Аспергера, диагноз не был однозначно подтвержден, но поведение мальчика все же говорит о его необычных отношениях с миром: он не выносит громких звуков, уличного шума, толпы и звука капающей воды. Чтобы защититься от шумов, он характерно зажимает уши. В моменты тревоги Оскар повреждает свое тело, причиняет себе боль. У него сложности с социализацией, и из-за них в школе его считают «дурачком», хотя мальчик очевидно очень смышленый.

Отец (Том Хэнкс) привил Оскару страсть к поискам и исследованиям, вместе они искали исчезнувший 6-й район Нью-Йорка. Но однажды отец ушел и не вернулся — 11 сентября 2001 года он оказался в башне Международного торгового центра. Оскар тяжело переживает потерю отца, и однажды находит в его шкафу таинственный ключ в конверте с подписью ‘Black’. Преодолевая страхи и душевную боль, Оскар отправляется на поиски замка, который открывается этим ключом.

Желание разгадать тайну ключа становится для Оскара сильнее, чем его страхи — страхи людей, метро, мостов. Каждое путешествие по городу дается ему с большим трудом. Но он идет и идет вперед.

Уникальность этого фильма в том, что он одним из первых затрагивает тему трагедии 11 сентября глазами ребенка. Эмоциональная хрупкость Оскара здесь как бы символизирует хрупкость жизни вообще, а его движение к цели — преодоление смерти.

ЭПИДЕМИЯ (2019)

Самый громкий и актуальный российский сериал последнего года, фактически предсказавший пандемию COVID-19. Режиссер — известный документалист Павел Костомаров.

В стране начинается неведомая эпидемия: у людей начинается сильный кашель, побеление глаз. Вирус стремительно распространяется воздушно-капельным путем, человек умирает за 2-3 дня. Объявлен тотальный карантин, Москва закрыта и оцеплена, армия расстреливает зараженных. Нескольким семьям удается сбежать. Они держат путь в Карелию. Среди беглецов — Сергей, мужчина лет сорока с двумя женами (бывшей и нынешней) и двумя детьми (собственным и приемным), его сосед Леня с беременной женой и дочкой от первого брака и отец Сергея — былинный русский мужик, который всех спасает.

Приемный сын Сергея — Миша (Эльдар Калимулин), подросток с синдромом Аспергера. При первом же появлении Миши в кадре его экранная мама Анна (Виктория Исакова) доходчиво объяснит жлобу и придурку Лене, что Миша не больной, что за ним не придется «всю жизнь ходить» и что не надо его жалеть, потому что он «не нуждается в жалости». Анна так раздражена невежеством Леонида, что читает ему целую лекцию про особенности Миши: «Ему просто сложнее общаться, чем другим. Он не считывает эмоции других людей, интонации, выражения лица… Все, что мы делаем, не задумываясь, для него — усилие. Он не понимает наших правил, не понимает, о чем можно говорить вслух, а о чем нет. Он не понимает, как реагировать на шутки, насколько близко можно подойти к человеку. Ему нужна дистанция».

Появление особенного героя в продукте массовой культуры для России — явление почти революционное. Вторая героиня — Полина — тоже с диагнозом: у нее алкоголизм, она только что выписалась из наркоклиники. Полина — бунтарка с черной помадой, пирсингом и дерзким языком. Она немного не от мира сего, и все в этом мире ее бесят. Все, кроме Миши. И в самые критичные моменты, когда за окном конец света, а «нормальные» взрослые решили повыяснять отношения, действовать трезво, здраво и самостоятельно могут только эти особенные подростки. Только они и остаются нормальными в безумном мире, поэтому зрителю хочется, чтобы во всем этом апокалипсисе выжили только они.

АНТОН ТУТ РЯДОМ (2012)

Фильм-исследование общества. Фильм-дело жизни. Фильм-подвиг. Первый и пока единственный в России фильм, посвященный настоящим, невыдуманным, неромантизированным людям с аутизмом, их семьям и организациям, которые занимаются проблемой аутизма. Фильм, изменивший ситуацию в стране. Фильм, благодаря которому в Петербурге с 2013 года существует реабилитацинный центр «Антон тут рядом», помогающий нескольким сотням семей.

А началось все с мальчика с аутизмом Антона Харитонова. И главного редактора журнала «Сеанс», киноведа и педагога Любови Аркус, которая случайно нашла в интернете сочинение Антона — пронзительный текст, который заканчивался словами: «Люди конечные. Люди летают». Аркус опубликовала текст в «Сеансе», а потом разыскала Антона, попыталась помочь ему наладить жизнь, устроила его в специализированный лагерь, и неожиданно для себя решили снять о нем фильм. Работа растянулась на несколько лет, за которые Любовь Аркус и оператор Алишер Хамидходжаев прошли все круги ада в попытке социализировать Антона: медицинские учреждение, социальные организации, школы, лагеря, больницы матери Антона и многое другое. Довольно скоро отношения режиссера и героя перестали быть съемками фильма, а стали самой жизнью — Любовь и Антон нуждались друг в друге, каждый по своему.

В этом сложном пути Любовь поняла, что в определенном смысле Антон — это ее отражение. В зеркале, которое показывает ее собственные потаенные стороны — детские травмы, неразрешенные отношения с родителями, вообще с людьми. «Антон тут рядом» — это размышление о человеческом одиночестве. Но при всей болезненности темы, картина наполнена светом и любовью, которая спасет мир.

У «Антона» были премьера в Венеции, множество фестивальных призов, показ на Первом канале. Но важно даже не это. Фильм действительно уникален — потому что он оказался отправной точкой, началом изменений в реальном мире, из него выросло большое и важное дело. После него многие стали понимать главное — «человеку нужен человек». И это не только про аутизм.

ОСОБЕННЫЕ (2019)

Фильмы, романтизирующие аутизм, очень важны с просветительской точки зрения. В них через художественный образ можно научить человека терпению, принятию, понимаю. Но важно понимать, что «человек дождя», блестяще сыгранный Джастином Хоффманом, как и многие другие герои оскаровских и фестивальных фильмов, крайне далеки от того, что из себя представляют настоящие люди с тяжелыми симптомами аутизма.

Французский фильм «Особенные» от создателей суперхита «1+1» Оливье Накаша и Эрика Толедано — предельно реалистичное повествование о настоящей жизни людей с аутизмом и волонтерских организаций, которые ими занимаются. Здесь нет гениев с суперспособностями. В фильме среди актеров снимались реальные люди с аутизмом, с нарушениями развития, с приступами агрессии и необычными поведенческими реакциями. Их отвергает общество, их не берут клиники, и даже организации по работе с людьми с ментальными нарушениями от них отказываются.

Герои картины — два волонтера: еврей Брюно (Венсан Кассель) и мусульманин Малик (Реда Катеб). Они возглавляют волонтерские организации, которые занимаются теми, от кого все отказались. И, казалось бы, скажите им спасибо и наградите всеми орденами и медалями. Но нет — их преследуют проверяющие органы, потому что у Брюно не все в порядке с лицензиями, а персонал недостаточно квалифицированный. Проблема в том, что работают у Брюно вершувшиеся из тюрьмы, отчаявшиеся, такие же отвергнутые обществом люди. И в этой связке людей с аутизмом с бывшими заключенными не до конца понятно, кто кому больше помогает.

У Брюно и Малика есть реальные протопопы — Стефан Бенаму и Дауд Тату, которые работают с детьми с аутизмом из малообеспеченных семей. Пять процентов от сборов фильма студия Gaumont перечисляет организациям, помогающим людям с РАС. И поскольку у фильма весьма широкое распространение, то не исключено, что проблема аутизма и волонтерских организаций вскоре будет поднята не только в кино.