BMW I3: ОБГОНЯЯ ЛОГИКУ

13.07.2018

Делать электрокары сейчас модно. Выгодно ли, и если да, то кому - вопрос другой, но тенденция налицо. Быстро смекнув, что японцы со своим Prius в конце девяностых тихой сапой оказались на острие электрокопья (пусть и гибридного), мировые бренды наперегонки пошли клепать "вот-вот готовые пойти в продажу" концепты. В начале века нынешнего BMW не могла себе позволить оставаться в арьергарде, и сегодня подготовила миру очередной "революционный" проект, да не просто в виде музейного экспоната, а настоящий предсерийный автомобиль с собственным индексом. Итак, знакомьтесь: BMW i3.

Литера "i" ознаменовывает собой новую линейку продукции баварцев, а именно - чистокровные, и, главное - серийные электромобили. В качестве силовой установки используется знакомый по экспериментальной BMW ActiveE электродвигатель мощностью 170 л.с. (250 Нм). Для снаряженной массы машинки в 1250 кг - совсем немало! Однако, заявляя о полностью электрическом автомобиле, немцы лукавят. "На черный день" старый-добрый ДВС-таки оставили. Правда, в качестве опции (называется Range Extender), всего о двух цилиндрах и с топливным баком в 9л... Понятно, что такой мотор будет служить лишь в качестве генератора для батарей основного хода, да и то лишь в экстренном случае. С такой резервной системой i3 может проехать до 350 км, в отличие от максимальных 220 км на чистой электротяге. Что же касается динамики, то в лучших традициях BMW, машина разменивает первую сотню всего за 7.9 секунды. А вот достигнуть второй не удастся - скорость ограничена на уровне 150 км/ч.

"Заправляться" машина умеет от обычной бытовой электросети. Причем, хозяин может задать собственное расписание этого процесса. Например, будучи оставленным в розетке, i3 может начать самостоятельно заряжаться лишь в ночное время - это актуально для стран, где тарифы на электроэнергию падают в ночное время. А вообще, скрупулезные немцы уже все просчитали: на их электрохэтчбек вы будете тратить на 58% меньше своих денег, чем на аналогичный "устаревший" автомобиль. Выгода достигается за счет сокращения операций на ТО, трат на расходные материалы, и конечно же, более дешевого вида топлива - электричества.

Весьма оригинален и подход инженеров к компоновке i3. Об этом компакт-хэтчбеке с полным правом можно сказать - рамный! Основа силовой структуры кузова - алюминиевая рама, внутри которой в пределах колесной базы расположены литий-ионные аккумуляторы. К ней же крепятся подвески, двигатель, трансмиссия. Кстати, кузовные панели сделаны из армированного углеволокном пластика, что, как облегчает конструкцию, так и кошелек покупателя. Впрочем, и в случае аварии единственным утешением будет лишь собственное здоровье: несмотря на отличные результаты крэш-тестов, высокотехнологичные кузовные элементы ремонту не подлежат, да и правильно вытянуть алюминиевую раму хитрой формы едва ли получится.

В салоне электробаварец продолжает щеголять хай-теком: углепластиковые сиденья, легкий пластик из вторсырья (в хорошем смысле), вычурный дизайн передней панели. Разумеется, все это выполнено в стандартах качества BMW - у покупателя не должно возникнуть и мысли, что приобретая такую "игрушку", он делает одолжение экологии, компании BMW или кому-либо еще. Кстати, говоря об экологии, стоит упомянуть и о процессе производства i3. Много ли вы встречали заводов с естественным освещением цехов? А с полностью замкнутым контуром гидроснабжения? А в холодное время года сотрудники не замерзнут благодаря системе отопления, частично использующую тепло от механизмов и агрегатов производственных линий. В целом, BMW позиционирует процесс производства i3 как один из самых экологичных в мире.

Цены на BMW i3 будут стартовать с отметки в 40 тысяч евро, и это в Европе. В России, где прощупать потребительскую почву планируется сначала в Москве и Санкт-Петербурге - вероятно, не менее 50.

А что же конкуренты? А их пока что практически и нет. Toyota Prius, имя которого давно стало нарицательным при упоминании сверхэкологичных автомобилей, в общем-то, из другой оперы. Ведь японец является гибридом, а не чистым электромобилем. Да и цена от 14500 евро бьет новую карту BMW еще при выходе на стол. Моральное устаревание? "Пенсионный" имидж? Возможно. Но не при троекратной разнице в цене.

В плеяде "Тойота" есть и еще куча интересных электровариантов - как, собственно, Приусы (аж 4 вида), так и RAV4, и даже Камри с Хайлендером. Кстати, полностью электрическй RAV4 стоит от 38 тысяч евро. А ведь это полноценный кроссовер, пусть и не такой модный, как i3.

Более инновационный Chevrolet Volt может потреблять даже 100%-ный этанол, или ехать на практически чистой электроэнергии (бензиновая силовая установка добавляет лишь 15% мощности). При этом машина сама по себе больше, умеет разгоняться выше 160 км/ч (правда, после этой отметки уже включается ДВС), а по компоновке и дизайну "понятнее" потребителю. Стоит он при этом, опять же, заметно дешевле немца - от 24 тыс. евро. Снова мимо.

Стопроцентный электроседан Fluence от Renault обойдется в сумму от 21000 евро, а крошка ZOE - и того в 16 000. Говорить о конкуренции с BMW при этом, понятно, неуместно.

Экологически-безопасные версии малышей типа Honda Fit, Chevrolet Spark, всевозможные модификации коммерческих фургонов, представительских седанов, внедорожников и чуть ли не велосипедов... Список можно продолжить, но очевидно, что конкурировать i3 сможет с единицами. Причины всегда будут разные, но де-факто это так. В списке же непосредственных соперников "зеленого" новичка можно предположить лишь один схожий автомобиль - это перспективный Audi A3 e-tron, готовящийся к выходу в 2014. Но и он будет гибридом.

Итак, какой же можно подвести итог? А итог получается весьма интересным. По всему выходит, что пока на рынке нет идентичных машин от других производителей, BMW готовит конкурента... Самой себе! Ведь при заявленной стоимости модель i3 будет сопоставима по цене с упакованной под завязку "трешкой", а то и базовым седаном 5-й серии! И отсюда резонный вопрос: а кому оно тогда будет надо?

Тонкий маркетинговый ход? BMW что-то знает о запасах нефти, чего не знаем мы? Но скорее всего, здесь что-то другое. И баварцам впору менять слоган на: "BMW. Потому что можем себе позволить."