Как определить износ ремня генератора: 5 признаков

Внезапный обрыв ремня генератора - явление, мягко говоря, неприятное. А главное - что ситуация эта может застать врасплох где угодно. При таком стечении обстоятельств вы сразу остаётесь без генератора и помпы охлаждения, а возможно - ещё и без гидроусилителя. Ну а неработающий компрессор кондиционера на этом фоне кажется уже сущей мелочью, согласитесь. И хорошо, если это произошло в городе, недалеко от дома или автосервиса. А если за городом, в глуши? Что делать в такой ситуации я уже описывал здесь, но сегодня поговорим о том, как этого избежать. Ведь уставший ремень совершенно определённо подаёт признаки к своей скорой кончине. Другое дело, что следить за этим нам бывает зачастую лень - за что и поплачиваемся. Итак.

#1 Поперечные трещины на внутренней поверхности

Там, где расположены удерживающие ремень на шкивах "клинья" и пролегающие между ними "ручейки". Кстати, кто не знал, поэтому ремни с продольными канавками называют поликлиновыми, а в простонародье - ручейковыми. Всё логично. :) Так вот, если таковых трещин пара-тройка, то поездить ещё можно, но когда ими испещрён весь ремень - это однозначно дурной знак. Лучше всего это видно на местах перегиба ремня - там, где он огибает ролик внешней стороной. Пример подобного недуга приведён ниже на фото.

поперечные трещины
поперечные трещины

#2 Сквозные повреждения ремня

Особенно часто случаются у любителей погонять по камушкам/гравию, или просто помесить грязь. Усугубляется сие явление при отсутствии штатной грязезащиты двигательного отсека - фартуков, пыльников и т.п. Возникают такие "дыры" в результате попадания под вращающиеся шкивы мелких камушков и прочих твёрдых вкраплений. Соответственно, со временем инородная фракция так плотно заседает между канавками ремня, что пробивает его насквозь. Как и в случае с первым пунктом нашего повествования, в единичном проявлении не страшно, а вот если таковых "кратеров" полно по всему ремню - это повод задуматься. Кстати, и самим шкивам постоянная абразивная обработка застрявшими камушками совершенно не полезна.

просто дыра
просто дыра

#3 Классический свист ремня всем хорошо известен

И говорит он, как правило, о недостаточном натяжении. И здесь есть интересный момент. В процессе эксплуатации ролик натяжного механизма постепенно совершает путь от своего начального положения к центру траектории движения ремня. И внимательный автовладелец со всей уверенностью заявляет, что ремень очень сильно растягивается - а следовательно, увеличение его длины и компенсирует натяжитель. Однако, это верно лишь отчасти. Ручейковые ремни практически не подвержены растяжению. Конечно, естественное увеличение длины в процессе эксплуатации есть, но оно минимально, и уж по крайней мере, точно не в пределах всего хода натяжного механизма... Тогда откуда сильное проседание натяжителя? А дело в том, что рёбра внутренней поверхности ремня со временем стачиваются и он просто "погружается" в приводимые им шкивы всё глубже и глубже. Получается, что внутренний диаметр ремня становится всё больше и больше - отсюда и перемещение ролика натяжителя. И действительно, под конец хода он может уже не справляться - ремень проскальзывает. Таким образом, причина свиста, как правило, действительно в недостаточном натяжении ремня. Но не из-за того, что тот растягивается, а из-за того, что изнашивается профиль рабочей поверхности. Такая вот занимательная механика.

Кстати, с большими пробегами аналогичный износ бывает и у самих шкивов - ведь на них также есть ответный рабочий профиль.

если очень схематично: слева новый ремень, справа изношенный
если очень схематично: слева новый ремень, справа изношенный

#4 Выработка поверхности ролика

Либо натяжного, либо паразитного (если есть) - не принципиально. Главное, что это также является как причиной прослабления ремня, так и ускоренного его износа. Если обратите внимание на картинку ниже, то увидите, что ролик изнашивается неравномерно. И вот как раз та самая острая кромка и режет ремень километр за километром - медленно, но верно. Кроме того, с сильно уменьшенного в диаметре ролика ремень может просто слететь - такое тоже нередко случается. Самое неприятное в данной ситуации то, что есть немалая вероятность зажёвывания этого самого ремня в движущихся по инерции шкивах. То есть, он не просто слетит, но может ещё и успеть наделать дел в подкапотном пространстве.

Два одинаковых ролика - новый и сильно старый. Как говорится, комментарии излишни. (фото: lancer-club.ru)
Два одинаковых ролика - новый и сильно старый. Как говорится, комментарии излишни. (фото: lancer-club.ru)

#5 Явные следы износа на тыльной стороне ремня

Проявляются в виде эффекта побеления, растрескивания и, в запущенных случаях, распушивания внешнего слоя. Как правило, подобные проявления однозначно указывают на необходимость замены ремня, который работает уже "на грани".

посередине можно отчётливо наблюдать продольную растрескавшуюся дорожку
посередине можно отчётливо наблюдать продольную растрескавшуюся дорожку

Надеюсь, сегодняшняя запись поможет вам определить состояние ремешка, и теперь, вместо поездки в сервис, где вам наверняка приговорят даже совершенно исправный автомобиль, вы сможете заняться куда более полезными и приятными вещами. :)

Надеюсь, кому-то будет полезно!
Всем крепких ремней и исправных натяжителей!

P.S.: Друзья, буду очень рад лайкам и подписке на мой канал OVER 9000!
Данная статья публикуется мной исключительно на Яндекс.Дзен. Если вы читаете ее на ином ресурсе без ссылки на мой канал, знайте: ее просто своровали :)